Если посмотреть на эту ферму под Горячим Ключом с высоты птичьего полета, то ничего необычного и не увидеть: коровник, возделанные поля, штабеля сена, рядом — три дома, прудик и несколько построек. Все самое важное, как всегда, в деталях. Ферма — это община, основанная единомышленниками с целью производить «живые» молочные продукты, которыми можно смело кормить семью и угощать друзей. В коровнике — 65 черно-белых красавиц голштино-фризской породы, лично отобранных в прославленных хозяйствах Северной Дании.
Работа коровника полностью автоматизирована. Например, климат-контроль создает комфортную атмосферу, регулируя температуру, влажность и легкий бриз. Навозоудалитель поддерживает чистоту на полу. Есть даже щетка-массажер — корове достаточно просто подойти и подставить спину. Но самый главный здесь, конечно, шведский робот-дояр: коровы с удовольствием и всегда только по собственному желанию выстраиваются к нему в очередь.
Доение одной коровы занимает в среднем 8 минут, и молоко при этом не контактирует с воздухом. Детектор его сразу проверяет: качественное поступает в охлаждающий танкер, некачественное утилизируется. В расположенном рядом цеху молоко еще раз проверяют в лаборатории, пастеризуют при температуре около 80 °C и затем гомогенизируют, то есть разбивают комочки сливок.
«Наш продукт «живой», и есть пять причин, почему мы так считаем. Во-первых, питьевое молоко готовится из цельного, а не из сухих смесей. Во-вторых, наши коровы счастливо живут в высокотехнологичном и безопасном коровнике. В-третьих, дойкой занимается робот, который относится к процессу деликатнее, чем дояр-человек. В-четвертых, собранное молоко мы бережно пастеризуем, не добавляя никаких консервантов. И в-пятых, продукт сделан простыми людьми, живущими здесь же, на ферме, а не корпорациями. У нас есть имена, мы не скрываем своих лиц, и к нам всегда можно обратиться», — рассказывает Артем Боровец, сооснователь бренда «Ключевское».
Первый продукт — цельное молоко — уже готов. Его разливают в подготовленные упаковки Pure-Pak®, на каждой из них указывают жирность: она колеблется в пределах 3,3–5 %. Остальное молоко нормализуют, чтобы получить фиксированную жирность, и отправляют на производство кефира, творога, сметаны, брынзы, сливок и йогурта. При таком подходе продукции получается немного, и места для реализации выбираются очень тщательно: сеть «Табрис» — одно из редких мест, куда ее поставляют фермеры.