Оправдание маргарина



История продукта, который был призван всех спасти.

В начале было слово

Так получилось, что слово «маргарин» стали использовать задолго до появления самого продукта.

В 1813 году глава технической лаборатории при мануфактуре гобеленов Парижа, химик Мишель Эжен Шеврёль озаботился составом жирных кислот и всего такого. Он заявил, что выделил из свиного сала кислоту, которую за ее перламутровый цвет назвал на греческий манер маргариновой (от греч. μάργαρος — «жемчуг»). Как оказалось, было в этом названии нечто пророческое: именно цвет сыграл роковую роль в судьбе еще не открытого продукта.

Michel Eugene Chevreul
  • Французский химик Мишель Шеврёль (1786-1889)

Мишель Эжен Шеврёль, которого считают одним из основателей органической химии, известен также тем, что сформулировал закон контраста цветов, повлиявший на импрессионистов и живопись в целом, дожил до 102 лет и способствовал развитию геронтологии. Его имя, наряду с именами 71 французского ученого, увековечено на Эйфелевой башне.

Франко-голландский союз

Превратить слово в дело задумал другой француз.

В 1868 году император Наполеон III призвал подданных найти способ заменить сливочное масло более дешевым, а значит, доступным для солдат и бедняков продуктом. На его просьбу откликнулся фармацевт Ипполит Меж-Мурье, до этого получивший известность своими изобретениями в области выпечки хлеба.

Megemouries pp
  • Ипполит Меж-Мурье, фармацевт (1817-1880)

Ипполит Меж-Мурье был также известен тем, что научился лечить грибковые заболевания виноградной лозы, а еще запатентовал говяжьи консервы и использование морской соли в питании человека.

Несколько лет исследований позволили Ипполиту превратить говяжий жир, сычуг, бикарбонат натрия и пару капель молока в аналог сливочного масла. За формулу маргарина Меж-Мурье стал кавалером ордена Почетного легиона.

Margarine Boterfabriek sm pp
Реклама маргарина в Германии, Роттердам, 1893 год

Но довести до коммерческого успеха получившийся продукт смогли голландцы. Меж-Мурье продал свой рецепт купцу Антуну Юргенсу, чья компания стала основой пищевого гиганта «Юнилевер». Голландская версия маргарина пользовалась достаточно большой популярностью в Европе и вскоре стала покорять заокеанские страны.

Ковбойская история

Владельцы молочных ферм в США активно сопротивлялись приходу дешевого конкурента. Сначала ковбои добились высоких налогов на экспорт продукта, а потом и запрета на красители, которые делали его привлекательным внешне. В 1900 году несколько штатов потребовали окрашивать маргарин в розовый, красный, коричневый или черный цвет.

9954923763 6c4da64f30 o pp
Реклама маргарина «Блю Бэнд» компании «Юнилевер», 1927 г.

Но в 1923 году американским производителям запретили включать в сливочное масло любые добавки, включая те, что делали продукт более пластичным и удобным для намазывания. Так что даже цветной маргарин оказался в выигрыше и постепенно сливочному маслу пришлось уступить ему место на утреннем бутерброде.

А спустя 100 лет после появления «розового закона», который был призван уничтожить маргарин, производители вновь стали добавлять в него яркие красители. На волне интереса к цветным кетчупам от компании «Хайнц» в 2002 году бренд «Паркай» выпустил новинку — ​жидкий маргарин в цветах «электрический синий» и «шокирующий розовый».

Выбор отечества

В СССР промышленное производство маргарина началось в 1928 году. Со временем состав продукта изменился и стал более дружественным для тех, кто соблюдает пост или придерживается веганства: некоторые виды делают на основе растительного масла (чаще подсолнечного, рапсового или соевого).

Рекламный плакат «Главмаргарин» и «Главжирмасло» времен СССР

При этом допустимый процент трансжиров — не более 2 %. Вкус близок к сливочному маслу, что позволяет использовать маргарин в качестве намазки и ингредиента для выпечки (например, при создании слоеного теста). А еще современные виды маргарина имеют сбалансированный состав жирных кислот и обогащены витаминами А, Е, D. Так что, несмотря на драматическую историю своего существования, маргарин способен украсить своим «перламутром» ежедневный рацион.

В 1959 году в телевизионной рекламе маргарина снялась первая леди США Элеонор Рузвельт.