Хруст блокбастера



«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — сказал В. Ленин. «А из всех закусок — попкорн», — мог бы добавить он, потому что кино без попкорна не совсем кино, а попкорн без кино не совсем попкорн.

— Какова оптимальная бизнес-стратегия?
— Найдите удобное место для продажи попкорна и постройте там кинотеатр.

Анекдот американских бизнесменов 1950-х годов

Кукуруза на сале

«Это я придумал попкорн!»

Смотреть кино и хрустеть попкорном придумали американские индейцы 5,5 тысяч лет назад. Зерна взрывающейся кукурузы такого возраста археологи обнаружили в пещере Бэт-Кейв на территории сегодняшней Мексики.

Поскольку кино тогда еще не изобрели, древние люди в пещерах угощали своих дам попкорном и вместе с ними смотрели на звездное небо. Потом им надоело наблюдать звезды, сидя на камнях, и они построили кинотеатры.

Тот самый попкорн из мексиканской пещеры попробовал один из археологов и сказал, что он все еще съедобен. Впрочем, ученый мог его съедобность и преувеличить, но зерен больше не осталось, так что дискуссия на этом оборвалась.

В общем, попкорн — пища, древняя как мир, но в промышленных масштабах его начали производить одновременно с изобретением кинематографа. В 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго Чарльз Криторз представил мобильное устройство для производства попкорна. На тележке была установлена паровая машина, которая жарила воздушную кукурузу в таком темпе, что только успевай продавать. Звали машину «Поппер», ее ручку крутил клоун, одновременно развлекавший публику, а кукурузные зерна разогревались в смеси сливочного масла и сала. Кстати, «Попперы» до сих пор выпускают и Криторзы по сей день держат производство в своих руках.

Синема для грамотных

«Месье! Прекратите жевать в моем присутствии!»

Попкорн в Америке продавали на ярмарках, в парках аттракционов и во время народных гуляний. Особенно популярен он стал во время Великой депрессии как чуть ли не единственное доступное широкой публике лакомство. Однако в кинотеатры хрустящая кукуруза пришла не сразу. Во времена немого кино ее не было. Некоторые это объясняют тем, что, пока в кино не было звука, был слышен хруст в зале, что мешало соседям. Это неверно. Кино никогда не было полностью немым. До появления звука в зале сидел тапер и наяривал на расстроенном пианино регтайм, цыганские романсы или «Дубинушку». Дело было в другом.

Кинематограф изначально был развлечением элиты. Билеты были недешевыми: обустройство синематографа стоило затрат, к тому же кинематограф приветствовал только грамотного зрителя, так как нужно было уметь читать титры. Богема не привыкла жевать вне ресторана и столовой, поэтому в кино, так же как в театре, есть и пить было не принято.

Золото Маккены

Первые попытки продавать попкорн в кино были еще в 1913 году, но массовой тогда эта торговля не стала. В 1938 году управляющий крупной сетью кинотеатров США Роберт Маккена придумал ход, которым киноиндустрия пользуется по сей день. Он поставил в своих кинотеатрах «Попперы» и сопоставил доходы от них с доходами от проката. Америка еще не выкарабкалась из Великой депрессии, и компания в тот год понесла убытки по продаже билетов, но доход от попкорна перекрыл их с лихвой. Ход Маккены был прост, как грабли: он снизил стоимость билетов с 50 центов до 15, и народ к нему повалил толпами — есть попкорн и смотреть кино. Через год билеты в синематограф подешевели уже по всей Америке, а в фойе кинотеатров зрителей встречал неизменный аппарат по производству воздушной кукурузы. Так США захрустели накануне второй мировой и хрустят по сей день, распространив со временем этот хруст на весь мир.

В последние два десятилетия у кресел в кинозалах появились специальные подстаканники для попкорна и газировки. Воздушная кукуруза сейчас не единственная закуска, зритель может выбрать из десятка разнообразных снеков, чем ему заедать очередную увлекательную историю на экране.

Микроволновки наносят ответный удар

С конца 1940-х годов рекламу попкорна стали показывать перед фильмами с экрана и даже вставлять посреди фильмов. Дело в том, что американским студиям запретили владеть кинотеатрами, и они начали рекламировать попкорн, чтобы вернуть те же доходы, которые им давали кинозалы.

С распространением телевидения конкурентом попкорну стали чипсы. Но все вернулось на круги своя в 1970-х. Микроволновые печи получили массовое распространение, и попкорн можно было готовить дома перед началом любимого сериала.

Сейчас в среднем американец съедает 50 литровых стаканов попкорна в год. Великобритания стремится догнать Америку по этому показателю. Продажа воздушной кукурузы в Соединенном Королевстве за последние 5 лет выросла на 170%.

Попкорн штурмует Россию

До России бум докатился только в конце 1990-х годов. С советской цензурой в СССР пал и советский прокат. Создать новый, российский прокат оказалось не так просто. Чтобы приучить людей ходить в кино, понадобилось два десятилетия. «Попперы» в фойе российских кинозалов появились на исходе первого. Зрители тогда ходили в кино еще неохотно — привлечь массу людей могли только «Титаник», «Властелин колец» и «Гарри Поттер», — но каждый поход привыкали покупать попкорн. Так эта привычка и вписалась в подкорку на уровне инстинктов.

Что едят в кино в других странах?

В большинстве кинозалов все так же едят попкорн. Кино и попкорн стали неразрывны, они рекламируют друг друга и ассоциируются друг с другом, но есть и исключения.

КОЛУМБИЯ: жареные муравьи

Хруст блокбастера
«Мерджербон» / 30 г
миндаль / со вкусом васаби

Вкусы у всех, конечно, разные, но представить такую закуску в наших кинозалах трудно даже на премьере самого кровавого хоррора. А вы бы решились такое съесть?

Жареные муравьи — едва ли наш вариант. Но что-то экзотическое как альтернатива закуске во время киносеанса у нас есть. Попробуйте миндаль со вкусом васаби.

ФИНЛЯНДИЯ: мармеладки

Хруст блокбастера
«Равацци» / 100 г
клубничный поцелуй / жевательный
из Ломбардии

Ну а почему бы и нет? Червячки, челюсти, мишки — набиваем всем этим карманы — и айда смотреть кино!

А эти мармеладки, что мы привозим в «Табрис» напрямую из Италии, просто созданы для того, чтобы ими делиться с приятными вам людьми во время просмотра романтических кинофильмов.

НОРВЕГИЯ: оленина

Хруст блокбастера
«Мяссури» / 50 г
из вяленой оленины

Если вы давно хотели попробовать оленину, но не знали как, идите в норвежский кинозал, там вам ее и предложат.

Впрочем, за этим деликатесом так далеко отправляться уже не надо. У нас есть в ассортименте.

ЯПОНИЯ: сардины

Хруст блокбастера
«Маро» / 20 г / с анчоусами /
из морской водоросли

Традиционная японская кинозакуска — солено-сладкие жареные сардины. Их обжаривают в соевом соусе с добавлением сахара и кунжута.

Альтернативная закуска из нашего ассортимента — чипсы из морских водорослей со вкусом анчоусов.

Осень — период кинопремьер, а потому желаем приятного просмотра и аппетита.

Владимир Бегунов

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку и не пропустите новые рецепты и полезные статьи.