Кристина Кретова — ведущая солистка Большого театра, педагог и приглашенный судья на проектах «Ты супер!» и «Танцы на ТНТ» — любит творчество во всех его проявлениях. Так что мы решились на небольшой эксперимент и попросили побеседовать с вами практически напрямую — прислушайтесь к ее неспешному рассказу.
О надеждах
На 2020 год у меня было запланировано много проектов. И среди главных — сольный спектакль «Монаксия», название которого в переводе с греческого означает «одиночество».
Он должен был стать частью программы SOLO премьера Мариинского театра Игоря Колба. Игорь предложил поставить одноактный балет, для которого я могла пригласить любого хореографа. Выбор пал на Дмитрия Масленникова — финалиста и хореографа шоу «Танцы на ТНТ», где я была членом жюри.
Мне очень нравится его творчество, и, пригласив Масленникова, я не прогадала: поставленный спектакль очень точно представляет меня.
Также в планах были большие гастроли по Мексике, где я уже выступала в прошлом. Могу сказать, что публика там потрясающая! А еще я должна была преподавать в Германии — в берлинской школе для детей.
Надеюсь, что все это еще будет реализовано, просто перенесется на более подходящее время. Сейчас важнее здоровье людей.
«Я обожаю мечтать и каждый вечер перед сном рисую в воображении идеальную жизнь. Правда, идеал — это скучно, гораздо интереснее быть всегда в поиске. Да и мечтам не свойственно сбываться по щелчку пальцев. Вдохновение — в ожидании».
Об онлайн-показах
Воспринимать балет через экран тяжело: передается только картинка, но не его неповторимые атмосфера и эмоции. Ведь не зря некоторые люди называют посещение театра выходом в свет: для них это как получить некое озарение.
Поэтому я против того, чтобы премьера спектакля «Монаксия» была в онлайн-трансляции. Хочу, чтобы люди почувствовали эмоции, которые рождаются на сцене. Проект очень значим для меня — лучше немного подожду и покажу так, как задумывалось.
Да, Большой театр и другие делают трансляции записанных ранее спектаклей. Это способ поддержать фанатов, которым так легче переносить временное закрытие театров. Но уверена, премьеры надо давать исключительно офлайн.
О том, что удалось
Пока не было репетиций и спектаклей, я, наконец, побыла дома со своим сыном. Обычно не могу уделять ему столько времени, сколько хочется, но, к счастью, он все понимает и мною гордится.
А еще удалось более вдумчиво заняться домашними делами. Друзья и родственники знают, что я люблю готовить, и нередко говорят, что пора бы открывать ресторан. Но на кухне мне нравится не рутина, а фантазия. Тут, как в творчестве: ни один мой спектакль не похож на другой, и хотя, конечно же, все героини балета существуют отдельно от меня, они отражают мое сиюминутное настроение.
Так и с процессом приготовления блюд.
На карантине подход к еде был более глобальным. Я даже создала кулинарный блог, не рассчитывая, впрочем, на какую-то обратную связь или множество подписчиков. А в итоге получила безумное количество отзывов, и, что очень приятно, многие читатели блога готовили вместе со мной. Правда, это не первый мой опыт с приготовлением еды на публике.
О «Легкой еде»
Некоторое время назад меня пригласили вести кулинарный проект на телеканале «Царьград». Расскажу, как это вышло. У моей подруги Ирины Жаровой-Райт есть шоурум, где она продает кухни. Каждую среду она устраивала там вечеринки: приглашенные шеф-повара придумывали меню, мы с подругой покупали продукты и готовили по предложенным рецептам, а после все присутствующие разделяли с нами ужин, знакомились друг с другом, общались. На одной из таких вечеринок была главный редактор телеканала Елена Шаройкина. Она увидела, как я закрываю дверцу верхнего шкафчика, пардон, ногой, и сказала: «Балерина на кухне?! Это просто мечта!»
И мы решили создать такой проект.
Любовь к кулинарии у меня от мамы. У нее тоже есть свой блог, где она рассказывает, как готовить ПП‑выпечку, делится рецептами и фото тортов неземной красоты.
Для меня кулинария — своеобразный фетиш: готовка меня успокаивает, настраивает на размышления и доставляет необыкновенное удовольствие. Так что проект «Легкая еда» был в радость.
Об отношении
Мы сняли около 20 программ и пока приостановили процесс из-за самоизоляции. Но надеюсь, что все вернется в привычное русло: у меня еще много интересных рецептов, которые можно было бы приготовить с гостями. Мы приглашаем звездных персон. Пожалуй, ярче прочих запомнились съемки с Оксаной Федоровой — мы с ней давно дружим, с актрисой Анной Цукановой-Котт, которая оказалась гастрономическим экспертом, а еще с Эдгардом Запашным.
«Я живу один раз и хочу попробовать все, что касается моей профессии. Хочу искать, находить, пробовать, ошибаться, получать удовольствие — просто жить жизнью, которую мне дал Господь, и, пожалуй, наслаждаться ею, насколько это возможно».
Не со всеми из приглашенных удается просто наладить контакт: когда на одной кухне встречаются творческие личности, нередко, что называется, находит коса на камень. Но я общительна и незвездный человек — могу уйти на второй план, а еще, наверное, меня в каких-то неловких ситуациях всегда спасала улыбка. Думаю, если человек готов открыться навстречу другому, то это первый шаг по дороге к успешным отношениям.
Об открытости
В этом смысле меня вдохновляют любимые кулинарные шоу. Я обожаю «Смак» с Иваном Ургантом и шоу Джейми Оливера. И дело тут не только в рецептах, которые они готовят, но в том, как преподносят все происходящее.
Тот же Джейми просто кайфует от каждой мелочи процесса и делится этим ощущением со зрителями. Он очень открыт, как и я. Помню, как пришла в свой первый театр, мне дали партию, а я начала просто кричать: «Ура, мне дали танцевать «Лебединое озеро»!» — или что-то в этом роде. Мои подруги предупреждали: «Тише, ты же понимаешь, сколько вокруг завистников», а мне просто хотелось поделиться позитивными эмоциями.
О жизненных ролях
Скажу то, что многих женщин просто приведет в шок: я считаю, что руководить должен мужчина. В частности, в семье я — не за равноправие. Если в отношениях мужчина и женщина на равных, такая семья, к сожалению, обречена на неуспех. Мужчина — это голова, а женщина — шея. Так же и с руководителями — хоть в театре, хоть в поварском деле: руководить должен мужчина — и точка. (Смеется.) Конечно, ежедневная готовка считается женским занятием, однако, как правило, лучшие повара — мужчины.
«Близкие любят меня такой, какая я есть: взбалмошной, озорной, иногда истеричной, правдивой».
У меня прекрасно готовят и мама, и папа. Но коронное семейное блюдо принадлежит отцу. Он просто шикарнейшим образом готовит плов — такой, который хочется есть по-настоящему руками. Наливает в казан огромное количество оливкового масла, чего я никогда не делаю, затем бросает туда мясо, обжаривает его, добавляет крупно нарезанную морковь, засыпает рис, наливает воду, вставляет в рис головки чеснока — и все. Элементарные продукты, но, Боже, как же это вкусно приготовлено — настоящее высокое искусство!
О первом блюде
Моим первым блюдом был пожар. (Смеется.) До 18 лет я не готовила: жила в интернате при академии, где за нас все делали повара. После окончания обучения мне дали комнату в общежитии, меня приехала навестить мама, она купила мне первую в жизни собственную сковородку и все, что там требуется.
Я хотела всего лишь приготовить омлет, но не знала, что нельзя класть сливочное масло на раскаленную сковороду, так что вместо еды получился пожар. Уже позже я стала понемногу изучать рецепты своих родителей и экспериментировать сама. И настолько полюбила кулинарию, что, думаю, если бы не балет, стала бы поваром.
О стандартах
В школе к балеринам предъявляют очень жесткие требования во всем, включая вес. Чтобы рассчитать идеальный вес, следует от показателя роста отнять 120: при росте в 168 см вес не должен превышать 48 кг. Если же девушка выше 172 см, ей еще сложнее: максимальный разрешенный вес — 50 кг. Эти требования продиктованы тем, что допустимая нагрузка для партнеров-подростков — всего 50 кг, иначе они рискуют сорвать спину или заработать грыжу.
В театре никто нас не взвешивает и не требует соблюдения жестких границ веса, но исполнители нашей школы все равно их придерживаются. Я за рамки в 48–49 кг стараюсь не выходить. В европейских и американских труппах немножко другая система, и, как правило, русские балерины самые изящные. Меняется ли эстетика современного балета в угоду бодипозитиву? Да, но хорошо это или плохо, я сказать однозначно не могу: вкусы у публики разные, и не надо стремиться угождать всем.
О голодании
Людям кажется, что балерины питаются только шпинатом и иногда пьют росинку. А секрет в том, что мы работаем по 9 часов в день, и все это — физические нагрузки. Конечно, существует и такой фактор, как предрасположенность к полноте: я из числа таких людей, держу себя в форме, но никогда не была суперхудой. Для похудения важно тратить больше калорий, чем получаешь, а не просто ограничивать себя в еде. Организм ущемлять нельзя: он понимает на клеточном уровне, что если сегодня не получил нужных углеводов и жиров, то надо сделать запасы на завтра.
«За репетицию уходит примерно 500 ккал, думаю, что за спектакль цифра выросла бы вдвое. Но дело не в калориях, а в том, насколько загорелись сердца моих зрителей».
Я через это проходила. Например, могла после спектакля лечь спать голодной. Наутро пустой желудок просто изнывал, но при этом на весах было больше, чем накануне. В то же время если ужинала хорошим куском рыбы с салатом, то утром вес становился ниже.
Я призываю вас не заниматься голодовками и не тестировать непонятные диеты — просто обратитесь к специалистам. Я многое испробовала на себе и сейчас понимаю, что если подобрать правильное, сбалансированное питание и еще заниматься своим телом, то успех будет обеспечен. Я говорю об этом часто, в том числе и своим ученикам.
Об онлайн-школе
Меня давно спрашивали, когда же я открою свою школу, но возможность представилась только сейчас. И я рада, что смогла показать людям, что, даже будучи дома, можно заниматься балетом. Я делала ставки на тех, кто когда-то хотел танцевать и наконец, находясь на самоизоляции, смог осуществить мечту: профессионалов среди моих учеников не было.
За время пандемии ученицами стали порядка 60 человек в возрасте от 11 до 63 лет. Среди них была и моя мама. И хотя жесткие ограничения уже сняты, мы все равно продолжаем онлайн-занятия. Я счастлива, что они могут раскрыть себя, уже сейчас спокойно войти в зал, где преподается боди-балет для непрофессионалов, сказать: «Я училась у Кристины Кретовой» — и легко сделать батман тандю.
Об успехах и не только
Я и сама продолжаю учиться, в том числе и кулинарии. Вы не поверите, но рецепт, который все никак мне не удается приготовить идеально, — элементарные сырники.
Не получаются они у меня плотными и пышными, как хотелось бы: то муки слишком много насыплю, то что-то пойдет не так. Я пыталась готовить протеиновые батончики, которые делает у нас известная сеть. У них и рецепты точные есть, но в итоге ничего не получалось. А вот у мамы все выходило идеально. Как она говорит: «Та же мучка, но не те же ручки». Да я и делаю в основном на глаз — не вчитываюсь, сколько именно граммов в пачке творога. В этом и есть отчасти эксперимент, и, если что-то не получается, я совершенно не стесняюсь.
- kristina.murrmeland.com — больше о школе Кристины Кретовой
- @kkristinabalerina — основной блог
- @kkristina_kretova_daily — рецепты на каждый день
Но есть блюдо, которое воспринимается на ура, даже делаю его в подарок. Это белковый рулет. Он очень прост в исполнении: взбиваешь белки с сахаром или, как предпочитаю я, с сахарозаменителем, добавляешь пару ложечек кукурузного крахмала, тонким слоем выкладываешь получившееся тесто на противень и запекаешь. Для начинки я беру маскарпоне или обезжиренный творог, добавляю ягоды, когда тесто пропечется и слегка остынет, сворачиваю все рулетом — и готово: просто перфекто! Если выбирать какое-то блюдо, которое могли бы назвать в мою честь, белковый рулет был бы для этой цели весьма хорош.