Рубеж XIX–XX веков часто называют Belle Epoque — «Прекрасная эпоха».
Это определение появилось после Первой мировой войны, когда люди с ностальгией вспоминали, как прекрасно все начиналось. Европа входила в новое столетие красиво: электричество, кинематограф, новый стиль в искусстве — ар-нуво. Мировая экономика росла, и чуть ли не каждый день появлялись продукты и товары, которые делали повседневную жизнь удобнее и приятнее. Каким был этот новый мир и чем дышал — в нашей короткой истории.
Обратная сторона сытости
Прогрессивный и оптимистичный XX век начинался в уверенности, что основные проблемы человечества почти решены или вот-вот будут решены. По крайней мере, голод проблемой уже не казался. Наоборот, продуктовое изобилие (если говорить о Европе и Америке) породило обратную проблему — лишний вес. Все больше людей жаловались на тучность, особенно это стало заметно на фоне возникшей моды на спорт и подтянутое тело. У еды, помимо сытности и вкуса, появились новые, неожиданные измерения — этичность и диетичность.
Вегетарианство
Первое европейское общество вегетарианцев появилось в Англии в 1847 году под влиянием ведийских практик и представлений, с которыми британцы познакомились в Индии.
В России вегетарианская общественная столовая открылась в Москве в 1894-м, а сообщество людей, отказывающихся от животных продуктов, возникло в Санкт-Петербурге в 1901-м. Были и другие европейские объединения. В 1908 году все национальные организации объединил Международный вегетарианский союз.
Этичность вегетарианства проповедовали Махатма Ганди и Лев Толстой. Они выступали за гуманное отношение к животным.
Ганди и Толстой были знакомы, состояли в переписке и на рубеже XIX–XX веков были весьма влиятельными людьми. Убежденным вегетарианцем был Бернард Шоу — популярный драматург и автор остроумных высказываний. О нем даже есть анекдот: «В 70 лет на вопрос журналиста: “Как вы себя чувствуете?” — Шоу говорил: “Прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мясо”. В 90 лет на тот же вопрос он отвечал: “Прекрасно, больше меня никто не беспокоит. Те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли”». Шоу дожил до 94 лет.
Кстати о врачах. В те времена были и медицинские обоснования вегетарианской диеты. В 1910 году американский доктор Жак Луи Баттнер написал книгу «Диета без мяса», где утверждал, что мясо человеческому организму не нужно и даже вредно. Впрочем, со временем его коллеги стали критиковать этот труд.
Диеты для похудения
Два главных принципа, которые сегодня используют для похудения, также появились в начале XX века.
Диета Бантинга. Уильям Бантинг (1797–1878) был не врачом, а гробовщиком (не лучшая реклама для диеты). После 60 лет он растолстел и, посоветовавшись со своим доктором, перешел на низкоуглеводное питание. Диета Бантинга, основанная на исключении (или ограничении) всех «быстрых» углеводов, в XX веке стала основой нескольких систем: диеты Аткинса, кремлевской диеты, кетодиеты, палеодиеты — все они основаны на потреблении либо жиров, либо белков. К слову, сам пенсионер Бантинг легко вернул себе стройность и дожил здоровым до 80 лет.
Подсчет калорий. Лулу Хант Петерс (1873–1930), сторонница подсчета калорий, была врачом. Ее книга «Диета и здоровье: с ключом к калориям» в свое время стала бестселлером и породила не менее популярный способ держать вес под контролем. Расчеты дневных норм по весу, росту, возрасту и активности — все оттуда. Именно она приучила сначала американских женщин, а затем и всех остальных дам измерять еду в калориях (не кусок хлеба, а 100 калорий хлеба). Для самой Петерс мотивацией служила мода: в начале века (книга вышла в 1918-м) идеалом была субтильная женщина без ярко выраженных форм.
Важной особенностью диет рубежа веков было их научное обоснование или как минимум попытки подвести базу из физиологии, химии, физики. В отличие от старинных способов похудеть — голодать или пить уксус. Методы ограничения углеводов и подсчета калорий не устарели и сегодня. Любой диетолог вам скажет: «Если есть лишний вес, уберите из рациона сладкое, а также считайте калории».
Эпилог
Слева. Плакат «Мечтательность», Альфонс Муха, 1987
Справа. Портрет Шерлока Холмса, Сидни Пэджет. 1904
Начало XX века было невероятно оптимистичным: люди беззаветно верили в науку и прогресс. А открытия ученых переворачивали представления о мире. Это было время Николы Теслы, Дмитрия Менделеева, Луи Пастера, Вильгельма Рентгена, Альберта Эйнштейна, Александра Попова, Ивана Павлова, эпоха синематографа и воздухоплавания, телефонов, трамваев, автомобилей и трансатлантических лайнеров. Время новых и разнообразных продуктов, удобной домашней техники, изобилия еды.
Чудесные вещи 1900-х годов, шедевры рекламы и прекрасные лица людей из Belle Epoque напоминают слова из фильма про Шерлока Холмса и доктора Ватсона:
— И будущее, по-вашему, не так мрачно, как мне кажется?
— Надеюсь, Ватсон. Двадцатый век только начинается.