Рубеж XIX–XX веков часто называют Belle Epoque — «Прекрасная эпоха».
Это определение появилось после Первой мировой войны, когда люди с ностальгией вспоминали, как прекрасно все начиналось. Европа входила в новое столетие красиво: электричество, кинематограф, новый стиль в искусстве — ар-нуво. Мировая экономика росла, и чуть ли не каждый день появлялись продукты и товары, которые делали повседневную жизнь удобнее и приятнее. Каким был этот новый мир и чем дышал — в нашей короткой истории.
Справа. Бар в «Фоли-Бержер». Эдуард Мане. 1882
«Мне, пожалуйста, полкило масла и триста граммов сыра» — такую просьбу в современном магазине вряд ли поймут. Вас, скорее всего, переспросят, какого масла и какого сыра вы хотите, имея в виду торговую марку. Мы привыкли жить в мире брендов и уже этого не замечаем. И хотя такое понятие, как клеймо, знак мастера или изготовителя, известно с древности, массовое брендирование продуктов питания и присвоение им собственных имен начались в XX веке.
Старейшие продуктовые бренды, популярные в наши дни
1850 — основана фирма «Эйнем» (ныне известная как «Красный Октябрь»), с начала XX века и до сих пор там выпускают конфеты «Мишка косолапый» и «Ну-ка, отними!».
1863 — Петр Смирнов зарегистрировал свою торговую марку водки. Она выпускается до сих пор под брендом Smirnoff.
1866 — Анри Нестле основал в Швейцарии одноименную компанию. Первым продуктом было искусственное питание для младенцев.
1866 — Джек Дэниэлс выпустил первый виски со своим именем.
1886 — Джон Пембертон придумал напиток «Кока-Кола», а Фрэнк Робинсон — торговое название и логотип (который не меняется уже 150 лет).
1876 — Генри Хайнц выпустил первую фирменную упаковку собственного кетчупа. Хотя фирма уже работала несколько лет и продавала хрен, именно кетчуп завоевал компании всемирную славу.
1913 — фабрика Адольфа Сиу (после революции — «Большевик») сделала печенье «Юбилейное» к 300-летию дома Романовых (его выпускают до сих пор).
От Мане до «Кока-Колы»
Где бренды, там и реклама. Иначе как потребителю выбрать правильные печенье и шоколад? (Шутим.) В начале XX века рекламой занимались большие художники. Самые модные, самые знаменитые.
Анри де Тулуз-Лотрек и Альфонс Муха — классики рекламы эпохи модерна. При этом Тулуз-Лотрек преимущественно рисовал плакаты для кафе и кабаре (не считая это низким ремеслом), а Муха — для рекламы печенья, шампанского и шоколада.
Не избежал «рекламной участи» и Эдуард Мане. В его «Баре в “Фоли-Бержер”» на стойке с алкоголем выделяются 2 хорошо узнаваемые бутылки с красными треугольниками — это пиво Bass («Басс»). Сложно сказать, был это коммерческий заказ или художник сам был не прочь выпить английского пива.