Тренды нулевых на глобусе



Пролог

Миллениум явился при полном параде: стрекот интернет-модемов в каждом доме, канал МТV как флагман поп-культуры, обворожительный китч во всем — и в еде в первую очередь.

robo
  • Нарисовано роботом.

Да, на 2000–2010‑е годы пришлось немало знаковых событий, связанных с высокой кухней, но в центре внимания все равно оказались немного нахальные, незабываемо смелые мейнстрим-бренды. Впрочем, сегодня отдадим честь и тем, и другим.

Мир в целом: тренды на глобусе

double povara

Расцвет и доступность интернета вывели кулинарную полемику на новый уровень. Появился термин «фуд-блогер». Им можно было стать, заведя канал на «Ютьюбе» (YouTube) или блог в ЖЖ — сколько платформ, столько и возможностей, особенно в середине нулевых. Формировались «тысячники» и «миллионники», наиболее предприимчивые заключали контракты с телеканалами и издательствами. Бывало и наоборот: профессиональные повара и кулинарные авторы осваивали веб-пространство, расширяли аудиторию, открывали офлайн-рестораны, о которых до этого могли лишь мечтать.

julie
«Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» (12+) — фильм 2009 года и первая кинокартина в истории, снятая по мотивам блога. Джули сыграла Эми Адамс, Джулию — Мэрил Стрип, которая получила за роль очередной «Золотой глобус».

Американка Джули Пауэлл — один из ярчайших примеров фуд-блогерского движения. В 2002 году она прогремела блогом «Проект “Джули/Джулия”». В течение года она кропотливо воспроизводила рецепты из «гастрономической библии» «Уроки французской кулинарии» авторства Джулии Чайлд — ее соотечественницы, легендарного шефа, ведущей. Пауэлл издала посты из блога в формате книги, которой сама Чайлд, правда, не очень впечатлилась.

Фуд-блогеры открывали аудитории дивные новые миры, и та жаждала нового опыта. В мире началась мода на популяризацию высокой кухни — в том или ином виде.

Это ЖЖ неспроста

Условия игры в информационном пространстве изменил Live Journal («Живой Журнал»), который пользователи любовно называли ЖЖ. Он начал работать 15 апреля 1999 года — задолго до YouТube и созданных после блогерских платформ. Стать блогером в ЖЖ сперва можно было только по приглашению: по сути первые блогеры знали друг друга если не непосредственно, то уж точно через 6 (и даже меньше) рукопожатий.

В марте 2002 года кубанская компания «Кубик» открыла собственную платформу для дневников — Diary.ru, к счастью существующую и популярную до сих пор. Кулинарные «Дневники» занимают особую нишу, даже в нынешние времена.

Именно на ЖЖ начали активно публиковать свои истории некоторые из героев нашего журнала. Вот только 3 примера.

А знаете? «Живой журнал» до сих пор жив.

Сталик Ханкишиев / stalic

stalic
  • 347-е место в общем рейтинге пользователей
  • 37 980 подписчиков
  • Первый общедоступный пост — 16 сентября 2000 года

Журнал посвящен рецептам и заметкам кулинара Сталика Ханкишиева, которыми он делился с читателями перед опубликованием своих книг.

Ferganskii plov

Наш журнал поговорил с героем о видах плова и кухне вообще.

Денис Руденко /  daily_winegraph

rudenko
  • 5028-е место в общем рейтинге пользователей
  • 9597 подписчиков
  • Первый общедоступный пост — 1 января 2000 года

Заметки о благородных и не очень напитках от дегустатора Дениса Руденко, собранные в «Ежедневный Винный Телеграф».

rudenko vine

Редакция журнала «Табрис» устраивала обсуждение вопросов о напитках с Денисом Руденко.

Максим Сырников /  kare_l

syrnikov
  • 5502-е место в общем рейтинге пользователей
  • 5879 подписчиков
  • Первый общедоступный пост — 12 апреля 2004 года

В блоге публикуются размышления кулинара о русской кухне, рецепты и путевые заметки повара и исследователя Максима Сырникова.

kvas

Нашему изданию Максим Сырников дал интервью о том, что можно считать русской кухней, и о том, как легенды сделать былью.

Эпилог

double epilog

  • «Русский в китайском ресторане». Почти готовая реклама от нейросети.
  • Робот-фермер в представлении нейросети. «Березовый панк» оценил бы

Раздолье форм, вкусов и оттенков, которым запомнились нулевые, было ответом на непростой старт третьего тысячелетия. В моде был эскапизм, но также и стремление расширить границы собственной кухни, узнать, чем живет мир. Культуры стали ходить друг к другу в гости, вдохновляя обратиться и к своим истокам. Глобализация парадоксальным образом порождала локализацию.

В то время — в преддверии нулевых — возникла и наша торговая сеть. Мы стали частью этого пестрого многокультурного тренда: начали собственный импорт эксклюзивных для России продуктов, активно поддерживали местных фермеров, а также развивали собственное производство. Продолжаем и сейчас. И впереди еще много нового.