Пролог
Миллениум явился при полном параде: стрекот интернет-модемов в каждом доме, канал МТV как флагман поп-культуры, обворожительный китч во всем — и в еде в первую очередь.
Да, на 2000–2010‑е годы пришлось немало знаковых событий, связанных с высокой кухней, но в центре внимания все равно оказались немного нахальные, незабываемо смелые мейнстрим-бренды. Впрочем, сегодня отдадим честь и тем, и другим.
Азия, суши и волчок
Слева. Сумоист с умом подходит к завтраку. Творчество нейросети.
Справа. Типичное японское меню, как если бы его создавал искусственный интеллект.
Хотя в Азии в нулевых все еще шло потерянное десятилетие (кризис, начавшийся после бурного подъема в экономике в 1980‑х), со стороны казалось, что далекое и недостижимое для остального мира будущее здесь уже наступило. Тень восточного дракона распростерлась над миром.
Первые значимые победы японской кухни были в 1970‑х, когда на волне интереса к здоровому питанию в США массово полюбили суши, сочтя их идеальным блюдом для тех, кто заботится о своем питании. И неважно, что по-настоящему традиционные суши и то, что подавали в заокеанских ресторанах псевдогейши, были похожи друг на друга как четвероюродные братья.
Справа. Японская почтовая марка с крокодилом Геной. Ок. 2000 [фото: Oleg Golovnev / Shutterstock]
Японская еда перестала ассоциироваться исключительно с недостижимой экзотикой для богатых и рисковых, готовых платить тысячи за странные блюда из рыбы фугу, и стала здоровым фастфудом для каждого. Тренд был задан, и в нулевых он начал проявляться во всем мире. В Европе в конце 1999 года работали уже 1400 японских ресторанов, где еда готовилась в стиле теппанъяки, то есть обжаривалась при гостях на гигантском столе-гриле. В Москве в 2001 году суши можно было съесть уже примерно в 80 заведениях, и это были далеко не только рестораны, но и дискотеки с барами.
То, что начиналось как движение снизу, — предприятия азиатов-эмигрантов или магазины крупных производителей типа компании по выпуску соусов «Киккоман» (Kikkoman), открывавших рестораны для продвижения своей продукции, — привлекло внимание правительств азиатских стран. Вскоре были созданы Советы, которые поставили целью увеличивать значимость страны через кухню, ведь путь к сердцам людей лежит через желудок. Подобные Советы стали выдавать сертификаты подлинности для суши (как в случае Японии) или кимчи (как в случае Кореи), производимых шефами в других странах. Интересно, имеют ли такие сертификаты Джейми Оливер, Гордон Рамзи или Найджелла Лоусон, разработавшие собственные азиатские рецепты?
Пока выходцы из Азии покоряли своей кухней мир, те, кто остался дома, старались ограничить влияние зарубежной еды на кулинарные привычки своего народа. Практически каждый западный бренд, попадавший на Восток, был вынужден подстраиваться под местные вкусы, если хотел закрепиться в регионе надолго. Тот же «КитКат» (KitKat), который дебютировал в Англии в 1935 году, специально для Японии разработал вкус «Матча». Он появился в Стране восходящего солнца в 2004 году и имел огромный успех. Смешав порошок матча с шоколадом, «Нестле» смог создать «КитКат», вкус которого не был похож ни на какой другой. Сегодня этот шоколадный батончик со вкусом зеленого чая является вторым по популярности в Японии после классического молочного шоколада.
В 2000 году трио министерств — здравоохранения, сельского хозяйства и образования — выпустило «Диетические рекомендации для японцев», а затем «Японский гид по еде», которые подробно объясняли принципы правильного питания для островных жителей. Для удобства все нормы потребления были прописаны в диаграмме, напоминающей известную традиционную японскую игрушку волчок. На первом месте — блюда на зерновой основе (рис, хлеб, лапша и макароны), за ними следовали овощи (включая салаты, вареные овощи и супы), а также блюда из рыбы, яиц и мяса. Внизу — молоко и фрукты. Руководства рекомендовали пить много воды или чая и умеренно употреблять закуски, кондитерские изделия и напитки с сахаром. Первый пункт гида гласит: «Наслаждайтесь едой». И кажется, это отличное правило, которому надо бы следовать всем.