Революция на вилке



Фантастическая еда, которая входит в тренд.

Когда писатели прошлого века представляли, что можно будет выпекать хлеб практически без участия человека или небольшим кусочком сублимированной еды накормить нескольких людей, большинство современников посмеивались: «Ну это же фантастика!»

И вот при жизни одного поколения все изменилось: уже не удивить ни хлебопечкой, ни сублимированными пайками, ни автоматизированным меню в кафе. Что переходит из разряда фантастики в поле обыденности прямо сейчас — в нашем кратком обзоре.

Мичико Нитта имеет в своем портфолио огромное количество дизайнерских работ, которые выставлялись в арт-галереях всего мира. Основная тема ее работ — взаимодействие человека и природы и возможности симбиоза.

Водоросли в аксессуарах

За последнее десятилетие водоросли прочно обосновались в списке суперфудов, и интерес к ним только растет.

Ведь водоросли — удивительно ценные и при этом неприхотливые настолько, что ученые предлагают выращивать их прямо на человеке. И это не просто мечты.

Речь, конечно, пока не об экспериментах по вживлению ДНК водорослей в человека, чтобы гибрид будущего мог питаться, используя фотосинтез, а об аксессуарах, которые можно всегда носить с собой.

А пока приобщиться к тренду легко, захватив себе для перекуса снеки из водорослей: в сети «Табрис» целый ассортимент вкусов.

Воплотили идею Майкл Бертон и Мичико Нитта, которые несколько лет назад анонсировали создание маски, где при дыхании образуются и растут особые водоросли, полезные для человека и имеющие в своем составе омега‑3 ненасыщенные жирные кислоты.

Мичико Нитта имеет в своем портфолио огромное количество дизайнерских работ, которые выставлялись в арт-галереях всего мира. Основная тема ее работ — взаимодействие человека и природы и возможности симбиоза.

Для демонстрации изобретения дуэт создал перформанс «Опера водорослей» (Algae Opera). Во время исполнения музыкальных партий оперная певица Луиза Эшкрофт выдыхала СО2, которым питались растения. Чтобы добиться максимального эффекта, диве даже пришлось изменить манеру пения.

Пока выращивание водорослей в аксессуарах — большое искусство, но воплощение этой технологии вполне реально, и выращивание нескольких граммов водорослей, пока едешь на работу, может стать обыденностью в ближайшем будущем.

Майкл Бертон, выпускник Королевского колледжа искусств, работает в стиле абстрактного дизайна, исследует и воплощает в виде дизайнерской модели то, что, по его мнению, станет будущим человечества, следующим шагом в эволюции нашего вида. Бертон работает вместе с учеными, архитекторами, хореографами и людьми других профессий, пытаясь представить будущее homo sapiens.

Лабораторное мясо

А вот что уже стало реальностью, так это лабораторное выращивание мяса. Об этом писали фантасты прошлого столетия Артур Кларк и Айзек Азимов, а компания «Мемфис Митс» (Memphis Meats) уже несколько лет производит мясо, используя стволовые клетки животных.

В рассказе «Памяти отца» (1959) Айзек Азимов описывает, что произойдет, если человечеству удастся выращивать огромных животных для обеспечения едой всех людей. В произведении речь шла о динозаврах, которых ученый смог переместить в настоящее и начал разводить для своей сети ресторанов.

Бизнес-идея появилась в 2005 году, а через 11 лет создатели компании — доктор Ума Валети и профессор Николас Дженовезе — представили миру первые тефтели из искусственного, или «чистого», мяса. Сегодня в ресторане компании наряду с бургерами, стейками и тефтелями можно отведать искусственную утку в апельсинах и куриные наггетсы.

«Мемфис Митс» оказалась не одинока в своем желании улучшить перспективы Земли, сокращая ущерб, который наносит ей производство мяса (51 % вредных выбросов в атмосферу дает животноводство).

  • Первые удачные эксперименты с лабораторным мясом датируются 2003 годом, когда был приготовлен бургер стоимостью 330 тыс. долл. (20,5 млн руб.).
  • Приготовление лабораторного мяса требует на 99 % меньше территорий и на 45 % меньше энергии, чем выращивание 1 коровы.
  • Сам процесс выращивания мяса в лаборатории сродни выращиванию растений: клетка животного, полученная щадящим способом, помещается в питательную среду, где она, повинуясь законам жизни и научным корреляциям, превращается в стейк с присущими ему текстурой, ароматом и вкусом. Правда, сырой и без упаковки. Может быть, придет время, и смогут выращивать мясо сразу готовым и с гарниром?
  • 175 млн бургеров можно приготовить из мяса, полученного лабораторным способом всего из 1 клетки коровы.

Израильский стартап «СуперМит» (SuperMeat) и голландский проект «Моза Митс» (Mosa Meats) планируют представить «чистое» мясо в супермаркетах и высококлассных ресторанах в ближайшие один-два года, а где и когда это будет точно, пока неизвестно. Хотя, может быть, уже завтра мы сможем наколоть на вилку кусочек стейка из мяса, выращенного в лаборатории. Или немного позже, так как цена производства полкило вкусных технологий составляет 2 ,5 тыс. долл. (150 тыс. руб.).

Лабораторное мясо ждать еще долго, но вот выращенное по экотехнологиям в нашем ассортименте уже есть — спрашивайте в специальных отделах супермаркетов «Табрис».

Напечатанная еда

Принтеры еды, появившиеся пару лет назад, лишь использовали измельченные ингредиенты для создания готовых блюд, но в теории такие устройства должны работать по принципу скатерти-самобранки, производя еду по заказу человека, например филе осетра в банановой кожуре под горчично-клубничным соусом.

Один из величайших фантастов в истории литературы, Артур Чарльз Кларк, в присущей ему саркастической и юмористической манере в рассказе «Пища богов» повествует о мире будущего, где научились синтезировать еду и придавать ей вкус знакомых человечеству продуктов.

И концептуальный кулинар Хлоя Рутцервельд старательно превращает теорию в практику.

Хлоя Рутцервельд — известный фуд-критик, исследующая проблемы потребления и производства еды. Она пытается найти интересные решения, касающиеся дизайна и технологий, чтобы сделать продукты более продвинутыми, здоровыми и простыми в производстве.

Ее 3D-принтер печатает блюда-полуфабрикаты по специальной матрице: несколько слоев несущей структуры из БЖУ в правильном порядке плюс семена, споры и дрожжи. За 5 дней дрожжи перерабатывают твердое вещество в жидкость, растения и грибы пускаются в рост. Еще чуть-чуть — текстура, вкус и аромат блюда изменяются, и блюдо можно смело есть.

3D-печать еды — отличный способ обеспечить качественной едой растущее население планеты, в особенности в регионах с проблемным земледелием.

Ее проект призван не просто сделать еду доступной и полезной (словно доктор прописал), но и минимизировать вред для экологии, ведь теперь не потребуются большие плантации и перевозки готовой продукции на дальние расстояния: каждый станет сам себе фермером и немного фуд-дизайнером.

Традиции в производстве продуктов и поварском искусстве непременно пересекаются и становятся зависимыми от технологического прогресса. Как человечество не стоит на месте, подстраиваясь под изменяемые им самим условия жизни, так и еда меняется и начинает соответствовать новым запросам и возможностям. Хотелось бы верить в появление кардинально новых технологий или продуктов, которые обогатят и разовьют поварское искусство.

Следить за появлением новшеств крайне увлекательно, ведь для того человек и существует — чтобы не стоять на месте.

Печатать еду дома пока еще сложно, но вот создавать готовые и полезные конструкторы из еды — самое время. Идеи для таких опытов — в нашем журнале, а готовое воплощение уже есть в отделах кулинарии сети «Табрис», например в виде боулов.