США и стритфуд в свежем формате



Рубеж XIX–XX веков часто называют Belle Epoque — «Прекрасная эпоха». Это определение появилось после Первой мировой войны, когда люди с ностальгией вспоминали, как прекрасно все начиналось. Европа входила в новое столетие красиво: электричество, кинематограф, новый стиль в искусстве — ар-нуво. Мировая экономика росла, и чуть ли не каждый день появлялись продукты и товары, которые делали повседневную жизнь удобнее и приятнее. Каким был этот новый мир и чем дышал — в нашей короткой истории.

2pics

Слева. Рекламный плакат Всемирной выставки в Сент-Луисе, Alphonse Mucha, 1904 год
Справа. Плакат к мюзиклу Meet me in St. Louis («Встретимся в Сент-Луисе»)

Всемирная выставка в Сент-Луисе 1904 года

Если для Европы апофеозом Belle Epoque стала выставка в Париже, то в Америке все ностальгировали по эпохе Сент-Луиса — временам, когда дамы были прекрасны, джентльмены учтивы, а худшее, что могло случиться, — это упавший на платье рожок мороженого. Кстати о мороженом: считается, что Луизианская выставка 1904 года подарила миру практически весь известный фастфуд. Именно этим она нам и интересна.

Свежие идеи

Территория выставки в Сент-Луисе была огромной — обойти за день все павильоны было нереально. Большинство зрителей уставали уже в первые 2–3 часа, а затем с удовольствием располагались где-нибудь под зонтиками кафе с прохладительными напитками. После этого идти куда-то дальше уже не хотелось. Организаторы выставки справились с этой проблемой нетривиально: кафе убрали, а рядом с павильонами разрешили продавать перекусы с лотков и в киосках. Условиями для торговцев закусками были максимальное разнообразие и удобство потребления — чтобы можно было есть на ходу.

entrance to creation on the pike at the 1904 worlds fair

Павильон выставки в Сент-Луисе

Фан-факт: почти все павильоны и скульптуры практичные американцы создали из гипса, а после выставки их разобрали (оставили пару павильонов для музея)

Некоторые гастрономические историки считают, что именно здесь, в Луизиане, появилось классическое мороженое в вафельном рожке, другие полагают, что продавцы просто раскрутили уже известный продукт. Но факт остается фактом: всем так понравилось, что мороженое можно есть на улице, причем вместе с «упаковкой», что вафельный рожок немедленно стал хитом всех ярмарок.

worlds fair st louis 1904

Карта Всемирной выставки в Сент-Луисе 1904 года

А вот о продажах гамбургеров на выставке даже написали в газете: в заметке New-York Tribune («Нью-Йорк Трибьюн») автор в числе прочих новостей сообщил о «новшестве торговца едой на ярмарке» — булке, разрезанной пополам, и с котлетой внутри. Кто именно был этим расторопным торговцем — история умалчивает, но, как обычно бывает с такими изобретениями, отцов у гамбургера набирается с десяток.

falafel
История фастфуда, впрочем, была не такой быстрой, как сама еда. И некоторые виды того, что сейчас называется уличной едой, имеют многовековую историю.

Еда из машины

Об авторах других луизианских хитов известно больше. Небывалый успех на выставке имела машина по изготовлению сахарной ваты.

morrison
Уильям Моррисон, зубной техник, изобретатель сахарной ваты

Ее представил публике кондитер Джон Уортон (а изобрел за 7 лет до этого не кто иной, как зубной врач (!) Уильям Моррисон). Успех у Fairy Floss («волшебных нитей») был феноменальный: Уортон продал почти 70 тысяч упаковок по 25 центов. В пересчете на сегодняшние рубли это было бы примерно 19 миллионов (с учетом разницы в покупательной способности в 1904-м и 2022-м).

Frankfurter stand

1906 год, хот-доги уже вовсю продают на улицах Нью-Йорка

Другой модной новинкой стали хот-доги. Согласно легенде, предприниматель немецкого происхождения Антуан Фейхтвангер продавал с лотка сосиски в соусе, а чтобы покупатели не пачкали руки, давал еду вместе с белой перчаткой, которую потом нужно было вернуть продавцу. Однако посетители забирали себе перчатки как сувениры. Наконец, они закончились, но находчивая фрау Фейхтвангер предложила класть сосиску в продолговатую булочку.

Improved no2 Wagon
Машина Криторса для попкорна

Ну и конечно, на выставке были тележки с попкорном. Впервые (еще паровые) аппараты Чарльза Криторса для воздушной кукурузы появились в 1880-х годах. С тех пор никакие ярмарки и представления без попкорна не обходятся.

Азиатские биржи

В начале XX века интенсивный международный торговый обмен идеями и товарами шел не только через Всемирные выставки. Все большую роль стали играть товарные биржи, причем не только европейские и американские (Лондон, Амстердам, Нью-Йорк). Теперь через Бомбей, Шанхай, Гонконг, Токио и Калькутту шли пшеница, рис, чай, кофе, рыба, пряности, сахар.

bombay

Бомбейская биржа — одна из 10 старейших в мире и 8-я по капитализации, основана индийским торговцем хлопком в 1875 году. По легенде, он и его коллеги сначала просто собирались под большим баньяном напротив городского совета Бомбея (Town Hall) и заключали торговые сделки. А в XX веке биржа переехала в само это здание.

tokyo

Йороибаши и Токийская фондовая биржа (справа), около 1910 года.

Сейчас существует около 100 биржевых товаров. Из них продовольственные — пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис, соя, бекон, сахар-сырец и рафинированный, кофе, какао, картофель, растительные масла.

Токийская биржа работает с 1878 года. Сейчас она 4-я в мире и 1-я в Азии по капитализации. Вид на Токийскую биржу в начале XX века

В Гонконге биржа существует с 1891 года: тогда она называлась Ассоциацией биржевых маклеров.