Великолепный век: Голландия и Фландрия



Лето 1500 года выдалось холодным.

И хотя до сурового Грин-де-Вальда было еще полвека, Малый ледниковый период (1300–1850) давал о себе знать заморозками, землетрясениями, штормами. Причем штормило не только природу.

map 400mln

400 млн — население мира в 1500 году
(по данным сайта worldpopulationhistory.org)

XVI век полностью переформатировал Средневековье. Географические, культурные, научные и гастрономические открытия 1500-х по итогам создали тот мир, в котором мы живем и плодами которого наслаждаемся, в том числе за обеденным столом. Подробности — в нашей истории.

Голландия и Фландрия

double holl

Слева: «Крестьянская сводьба». Питер Брейгель Старший (1566–69)
Справа: Подставка для яиц с емкостью для соли, эскиз, Фландрия. Эразм Хорник (до 1583)

1500 год — время, когда возникает натюрморт. И в каждой стране он был частью культуры в целом. Когда смотришь на список европейских стран с католической и протестантской традициями, то интуитивно догадываешься, в чем между ними бытовая и в том числе кулинарно-гастрономическая разница. С одной стороны — изысканная, сложная кухня Франции, Италии, Испании, с другой — простая и экономная еда Германии и Скандинавских стран. А сейчас — внимание, фокус: разница между двумя культурными подходами на примере живописи одного народа, разделенного в то время на протестантскую Голландию и католическую Фландрию.

Два натюрморта

Голландский натюрморт в жанре vanitas выписан крайне реалистично (даже гиперреалистично). Композиция прекрасна, детали дорогих предметов красивы. Но все они безжизненны. А символически картина говорит об отречении от земных благ (vanitas vanitatum — «суета сует»). Разбитый бокал, опрокинутый сосуд, полуочищенный фрукт, надкушенный пирог. Это не та роскошь, которой наслаждаются, это тщеславие, которое осуждают.

natur1

«Натюрморт с фруктовым пирогом и различными предметами», Нидерланды. Виллем Клас Хеда (1634)

Фламандская лавка фруктов демонстрирует нам торжество изобилия, праздник жизни. Если плоды тут и повреждены, то они просто треснули от спелости. Обезьянка, символ человеческой природы, пытается стянуть корзину с фруктами. Собачка, комичная в своей боевой стойке, — символ добродетели, которая противостоит соблазну. Этим мир прославляет жизнь в ее избытке, в том числе и в избытке материальном, — много красивой и соблазнительно вкусной еды.

Frans Snyders   Fruit Stall

«Фруктовая лавка», Фландрия. Франс Снейдерс (1618-21)