Александр Мацко: обед, балет и большой секрет



За виртуальным обеденным столом, который мы создаем на страницах журнала и в наших соцсетях, встречаются самые разные люди: они делятся своим жизненным и творческим опытом, а также любимыми рецептами. Сего­дня у нас новый гость. Знакомьтесь, Александр Мацко — режиссер, балетмейстер и гурман, создающий увлекательные истории на театральной сцене и на кухонной плите. Специально для читателей журнала «Табрис» Александр рассказал о…

1 акт…

ballet 01

О «балете толстых» и разговоре с пуговкой

В 1990-х годах был известный балетмейстер Евгений Панфилов. Я увидел его спектакли на «Золотой Маске» в Москве. А позже узнал, что у него был балет сильных («Бойцовский клуб». — Прим. ред.), где выступали настоящие качки, и «Балет Толстых», труппа которого состояла из женщин больших размеров. Они танцевали разную, не только развлекательную, хореографию: один из спектаклей строился на истории женщин в годы войны, и балерины исполняли серьезный материал. Евгений Панфилов — необычайный фантазер, ему принадлежит прекрасная идея балета разных людей.

baletmeyster evgeniy panfilov
Евгений Панфилов
Российский хореограф, популяризатор свободного танца, создатель первого в современной России частного балета. Поставил 85 балетов и 105 миниатюр. Одна из самых известных работ Панфилова — детективно-драматическая биография балерины Ольги Спесивцевой, рассказанная в кинофильме «Мания
Жизели» (1995 год, Ленфильм).

Но в классическом балете излишний вес — синоним профнепригодности. Танцы, которые строятся на дуэтной лексике и хореографии, изобилуют поддержками, а далеко не каждая спина выдержит лишний вес партнера.

Я, как руководитель, строго слежу за формой не только балетной труппы. Ведь для оперы физические данные артистов тоже важны. Да, известно, что оперный голос должен созреть — а это время. Есть определенная физика звукоизвлечения, из-за нее нередко оперные дивы габаритны. Потому опера полна условностей. Но что вы почувствуете, если на сцене юных и хрупких Ромео и Джульетту или онегинскую Татьяну будут исполнять корпулентные певцы преклонного возраста? Если физическая форма певца сильно не соответствует представлению зрителей о персонаже, возникает скепсис по отношению ко всему происходящему на сцене. А ведь люди приходят в театр и за красотой тоже.

Основа оперы — великолепная музыка, и, когда ей аккомпанируют привлекательность артистов, живописность костюмов и декораций, получается гениальнейший жанр. Мы безусловно влюбляемся — у нас нет другого выбора.

Полнота многих оперных певцов связана с тем, что для извлечения объемных и мощных нот требуются широкие диафрагма и легкие. Делая специальные упражнения и наращивая мощь, артисты набирают массу.

Конечно, мы в театре не проводим ежедневного взвешивания, но все же строго следим за формами. Хотя вы же знаете, что каждый артист думает, что не поправился, если влезает в костюмы, сшитые энное количество лет назад? У меня тоже есть показательный сценический костюм, в котором танцую в репертуарном спектакле. И, когда пуговка на костюме говорит «ой-ой-ой!», сразу понимаю, что делаю что-то не то. Но я люблю еду.

Могу забыть поесть вовремя в процессе работы и часами не выходить из репетиционного зала, но после мне надо восстановиться морально, энергетически, физически. Поэтому вечером я встаю к плите или захожу в супермаркет, покупаю готовые любимые блюда и наслаждаюсь. Прекрасно, когда еды много — салаты, горячее первое, второе… Я люблю поесть, ну что поделать?

Опера считается одним из самых условных жанров. В ней на роли исполнителей выбирают в первую очередь по голосам, а определенные вокальные данные могут сформироваться со временем и при выраженных физических данных. К примеру, роль 15-летней Татьяны в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковский написал для драматического сопрано — тяжелого плотного голоса, характерного для возрастных исполнительниц.

2 акт…

ballet 02

О двухчасовом ужине Олега Табакова и бутафорских шефах

У нас практически в каждом спектакле есть застолья. Мой первый спектакль «Ночь в Венеции» и недавние «Цыганский барон», «Холопка», «Евгений Онегин» без обеденных сцен не обходятся. Перечень блюд, которые появятся на сцене, нередко есть в самом материале, по которому мы ставим. Иногда фантазируем. К счастью, есть бутафоры, которые делают детали сценического антуража, включая еду. Я обожаю их! Помню, что в далеком детстве нашел книжечку «Мы идем за кулисы», где рассказывалось о цехах, работающих в театре, о реквизиторах, декораторах, бутафорах. Изучал по ней, чем реквизит от бутафории отличается, как делают деревья и траву… Придя в театр работать, убедился что у бутафоров просто золотые руки.

teatr

Они учитывают, что одни зрители сидят в первом ряду, а другие — в двадцать первом и на балконе. И все должны четко увидеть, что за блюдо на сцене, и для каждого оно должно выглядеть очень аппетитно. Чудесная работа — делать так, чтобы несъедобные вещи (поролон или папье-маше) были похожи на настоящую еду.

kandelyabr
Спектакль «Ужин» по пьесе Жана-Клода Брисвиля был поставлен в Театре Табакова при участии французского посольства в 1994 году. Пьеса строится на диа­логах двух выдающихся дея­телей наполеоновской Франции — Тамерлана и Фуше. Шеф-повар посольства консультировал российских кулинаров по всем упоминае­мым в произведении рецептам.

Но иногда в театре все-все-все по-настоящему. В 1990-х в Москве был спектакль «Ужин». Его играли Олег Табаков и замечательный саратовский актер и педагог Александр Галко. Весь спектакль строился вокруг диалога двух героев, сидящих за огромным обеденным столом. И вся еда на сцене — настоящая.

Вы же знаете, что Табаков любил поесть? В закулисье полно историй о том, как Олег Палыч посещал кафе, приносил на репетиции котлетки и всякую снедь в судочках. Это было просто феноменально, как он сочетал игру и вкушение блюд. Да у всего зрительного зала два часа текли слюнки.

Наших зрителей мы так не искушаем, хотя некоторые убеждены, что все на сцене — съедобное. Чтобы поддержать иллюзию и пошутить со зрителями, мы иногда кладем среди бутафорских продуктов настоящие. В театре нередки шуточки, связанные с бутафорией, но об этом лучше спрашивать актеров, которые играют спектакли и подтрунивают над партнерами по сцене. Я же режиссер, у меня на рецепции все собраны — не до шалостей.

dance

Я ценю смешение стилей во всем. Например, в 2005 году в Молодежном театре мы поставили «Опасные связи», где вокал, драма и хореография были на равных. Это был способ раскрыть зрителям еще одну грань истории. Сегодня этот прием в топе. Яркий пример тому — спектакль Кирилла Серебренникова «Нуриев» в Большом театре.

3 акт…

ballet 03

О встрече весны в юбке, сермяжной правде и трепете

По рассказам мамы, в детстве я вечно всех организовывал и всеми командовал. Одно из моих первых воспоминаний — детсадовское мероприятие «Встреча весны». Я взял у мамы юбку, велел в нее нарядиться девочке-одногрупнице (той она была велика и сошла за платье) и сидеть в сторонке, а когда начнем водить хоровод, выйти и сказать: «Я Весна, я пришла».

Мне с ранних лет казалось, что я знаю, как должно быть. И это качество — иметь обо всем четкое представление — прекрасно в любом деле.

В профессии режиссера, как и в поварской, требуется категоричность: отрубил, так отрубил… лопатку. Потому должность режиссера и шеф-повара должны занимать мужчины. Шучу, конечно, но кажется, что есть в этом сермяжная правда. Хотя у меня много подруг, я люблю ходить к ним гости, они чудесно готовят. Но, так как им приходится заниматься готовкой часто, пропадает трепет.

dancer

pirog
Одно из любимых блюд Александра — лоранский пирог, или киш-лорен. Это французский открытый пирог на основе несладкого песочного тес­та и с начинкой с грибами, мясом, овощами, запеченными под сырной корочкой.

Мужчины реже стоят у плиты, поэтому подходят к процессу с чувством, что будут творить, создавать пищу. И от такой еды получаешь особенно приятные ощущения. Наверное, я себе это придумываю, но пусть будет так. Мне это нравится. Точно так же и с женской режиссурой. Но об этом не будем, у нас же не об этом журнал?
Я сам готовить начал, только когда появилась собственная кухня. Дизайн для нее «срежиссировал» сам. И до того мне она нравилась, что первое время даже на работу не хотелось ходить, лишь бы побыть дома в этой замечательной комнате: готовить, есть, угощать друзей. Поначалу у меня постоянно были вечера с готовкой для гостей: я очень люблю это дело. Сейчас много работы, потому редко готовлю и для себя. Хотя вот несколько дней назад впервые в жизни приготовил для себя жюльен. Это так вкусно! Но очень жирно, эх.


picasso

Мы попросили Александра поделиться рецептом, с которым он экспериментирует в настоящее время. И представляем вашему вниманию курицу «Пикассо».

Пабло Пикассо был гурманом и художником, любившим экспериментировать с живописью и едой. Так, он нередко рисовал на скатертях в кафе кетчупом, горчицей или кофе, а также пристрастился создавать керамические тарелки с рельефными овощами, мясом и рыбой. Правда, считается, что курица «Пикассо» не имеет непосредственного отношения к его деятельности, а просто навеяна цветовой гаммой, присущей его работам.

Ингредиенты

  • Филе куриное 3 шт.
  • Томаты 2 шт.
  • Сливки 20%-ные 180 мл
  • Вода 150 мл
  • Лук 1 шт.
  • Перец болгарский 2–3 шт.
  • Масло сливочное 1 ст. л
  • Масло оливковое 1 ст. л.
  • Чеснок 2 зубчика
  • Бульон куриный (сухой) 1 ч. л.
  • Орех мускатный ½ ч. л.
  • Сыр, соль, перец по вкусу


Приготовление

  1. Куриное филе посолить, поперчить, обжарить с двух сторон до золотистого цвета на сковороде с оливковым и сливочным маслом, выложить в форму для запекания.
  2. Лук нарезать, обжарить на масле и выложить на куриное филе.
  3. Перец болгарский нарезать кольцами, также обжарить на сковороде и выложить на лук в форму.
  4. На сковороду отправить чеснок, добавить томаты, нарезанные кубиками, воду, мускатный орех, куриный бульон, все посолить, поперчить и перемешать.
  5. Влить сливки и варить 5 минут. Затем залить получившимся соусом куриное филе.
  6. Форму с курицей закрыть фольгой и отправить в разогретую до 200° духовку на 30 минут. Снять фольгу, выложить поверх тертый сыр, вновь поставить в духовку на 15 минут. Подавать горячим.



4 акт…

ballet 04 1

О бефстроганове №4, зайках, боли и том, как оставаться человеком

Блюдо, которое я обязательно заказываю в ресторанах, как только приезжаю в тот или иной город, — это бефстроганов. Приготовить самому? Рецептов же море: бывает, что в поисках интересного сижу в интернете, читаю, представляю, каково блюдо будет на вкус, некоторые вариации пробую воплотить. И вот мне очень понравился рецепт бефстроганова, который был по счету четвертым.

kartoshka

По нему готовить приходится долго, кроме того, после каждого этапа я сразу все убираю и мою посуду. Я чистюля ужасный. Настоящий режиссер, понимаете? Все должно быть аккуратно, чисто, четко. Но даже сам процесс приготовления доставляет колоссальное удовольствие: я наслаждаюсь каждым его моментом. И, конечно, самим бефстрогановом. Вот только жаль, что картошку на гарнир к нему нельзя. Картофель — чистый крахмал: стоит съесть, и сразу видишь, как он проявляется на боках. А бефстроганов так вкусен с пюре! С гречкой на гарнир уже совсем иная история.

matsko
Александр Мацко
Родом из Саратова. Окончил ГИТИС, с 2003 года живет и работает в Краснодаре, ставит спектакли для ведущих театров страны. Среди работ Александра — ​спектакли «О, милый друг!» в театре «У Никитских ворот» и спектакль «Амстердам» режиссера Сергея Газарова в театре «Современник», где Александр был хореографом.

В стоп-листе — картофель, белый хлеб, сахар. Я редко пью чай, не пью кофе, просто не люблю. И не ем конфет, поскольку в принципе не понимаю, как можно есть, допустим, карамельки, они ведь приторные. Я спокоен по отношению к шоколаду и употребляю только темный сорт с орехами по той причине, что неравнодушен к орехам. Торты? Я не сладкоежка, но торты очень красивые, а если я вижу внешне привлекательное блюдо, мне хочется его попробовать. Исключение — пожалуй, пирожное «Трубочка» с белковым кремом, такое, чтоб до конца все было заполнено, без пустот. Если кондитеры все условия соблюли, ешь его и думаешь: «Мои вы зайки, все правильно сделали».

Я очень люблю первое — горячие супы. Для меня боль, когда приезжаю за границу и не могу найти суп, потому что не во всех странах есть эта культура. Например, в Италии, кроме минестроне и гаспачо, по сути, ничего нет, а их подают холодными. Но это ужас, я страдаю. Мне нужна лапшичка, бульончик, борщик, суп-пюрешечка. Если не поем первого, я — не человек. Как без этого вообще можно жить?!

red dance

В репертуаре краснодарского Музыкального театра представлены спектакли «Новеллы: только о любви», «Ночь в Венеции», «Опасные связи. Новая версия», «Анна Каренина», «Евгений Онегин» и «Джаз для настоящих леди», ​«Моя прекрасная леди». Удивительные и трогательные истории — ​прекрасный повод заглянуть в театр.