«Не снимешь — не съешь» — фраза, которая иллюстрирует современное отношение к еде. Раньше перед приемом пищи было принято мыть руки, теперь к гигиене добавилось еще одно постоянное желание — запечатлеть процесс.
Фуд-фото — уникальная ниша в современном искусстве. И в ней множество вдохновляющих художников.
Но Павел Сабля, ведущий аккаунт под ником «мандарин не один» (@mandarin_neodin), вопреки названию, такой один. Хотя бы потому, что, будучи слесарем и специалистом по продажам, наконец, нашел свое призвание в фуд-фотографии и умудряется вести удивительно живой инстаграм, выкладывая всего 4—5 фото в месяц. Наш журнал не смог пройти мимо и побеседовал с Павлом о том, как он дошел до жизни такой, в надежде, что и кому-то из наших читателей этот опыт становления фуд-фотографа и блогера пригодится.
В этом году инстаграм-аккаунту mandarin_neodin исполняется три года. Как изменились он и вы за это время?
– Три года жизни аккаунта — это три года моего творческого пути. Изменилось примерно все: я сменил нелюбимую работу на любимое дело, открыл пока еще небольшое рекламное агентство, вырос, как мне кажется, профессионально, хотя все равно до сих пор нахожусь в начале пути. Трудно сказать, как изменился блог, он все такой же: ироничный, с редкими публикациями.
Вас вполне можно назвать фуд-блогером, но в описании профиля соцсетей мы не нашли такой регалии. Это определение вам не близко?
– Скорее нет, чем да. В первую очередь хотелось бы, чтобы меня воспринимали как профессионала в том, чем я занимаюсь. А может, уже потом как блогера. А когда позиционируешь себя только в блогерском направлении, чаще всего этот ярлык остается, чем бы ты ни занимался после. К тому же слово «блогер» многие воспринимают как «бездельник». Хотя, конечно, это не так.
Тяга к съемкам (и еде) — последствия каких-то событий в вашей жизни?
– Да, было голодное детство. Шутка (смеется). В моем случае это не случайная случайность. Я искал себя, устал работать в продажах и написал одному молодому предпринимателю (пользовался его сервисом), что у него все плохо: фото в рекламе, социальные сети и прочее. Сделал презентацию о том, как все исправить, и предложил взять меня на работу маркетологом. Он ответил: «Ок, приходи и отфотографируй меню, а там решим». Так и закрутилось. До этого момента ничем подобным не занимался.
Вы писали в одном из постов, что решили продать свой фотоаппарат. А потом напоследок приняли участие в конкурсе… и выиграли новый. Вас не удивило такое совпадение?
– Не то слово! Воспринял это как знак из космоса, направленный прямиком мне в затылок. Тогда многое в голове поменялось, ведь, как всегда, думаешь, что такие призы получают по блату или «свои».
Почему хотели проститься с фотографией?
– Обычный творческий спад. Тогда я был неопы- тен и воспринял тот период неправильно. Мало денег, заказов, результат не такой, как планируешь, — то ли дело на работе в продажах: стабильность, соцпакет, пенсия, корпоративы, прекрасный коллектив. Да и мое окружение тоже на это намекало.
Инстаграм — это работа, искусство или развлечение?
– У всех по-разному, конечно, а для меня все вместе. Мне нравится сам процесс создания видео, текста и фото. Это сложно, но доставляет удовольствие и приносит работу.
Почему на снимках присутствуют только ваши руки? Таинственность — способ привлечь внимание?
– Так сложилось. Сначала не считал нужным и не хотел отвлекать своим лицом, чтобы не влюблялись в меня, а сейчас это уже часть образа.
«Не снимешь — не съешь» — фраза, которая иллюстрирует современное отношение к еде. Раньше перед приемом пищи было принято мыть руки, теперь к гигиене добавилось еще одно постоянное желание — запечатлеть процесс.
Когда вы решили, что еда для вас не просто способ пополнения запасов энергии, а повод покреативить?
– В день делается по миллиону фотографий. Что бы вы ни делали, наверняка это уже было у кого-то до вас. И, если хочешь выделиться, нужно придумывать что-то новое. Поэтому, как только занялся фото, утвердил в голове мысль: «А было ли это уже?» Иногда что-то из экспериментов получается плохо, но это нормально.
Съемочный процесс пробуждает в вас аппетит?
– В смысле поесть? Или творческий аппетит? (Смеется.) Во время съемок не ем, некомфортно работать с набитым животом.
Кроме ярких фото и видео, в ваших постах привлекают тексты. Как думаете, интерес публики могло бы вызывать одно без другого?
– Трудно сказать, но, думаю, да. Обычно в инстаграме все существует отдельно друг от друга: или крутые тексты и обычные фото, или крутые фото и никакие тексты. Здесь я сам загнал себя в рамки — все должно быть интересно: и фото, и видео, и текст. Отсюда и редкие посты. Потому что совместить это все порой очень сложно. Сейчас, например, у меня много фото, но не могу сделать описание и ничего не выкладываю. А бывает наоборот.
Какие продукты самые фотогеничные, а с чем вы, наоборот, не любите связываться?
– Вся еда фотогенична. Кроме ливерной колбасы и бычьих яиц (улыбается).
Есть ли у вас универсальный совет: что делать, когда композиция не складывается?
– Эмм… Поставить все по центру.
«Победу в творческом конкурсе я воспринял как знак из космоса, направленный мне в затылок».
Какие кадры собирают больше лайков в Сети?
– Ответ очевиден — девушки в бикини. Я не девушка, и не в бикини. Поэтому лайков у меня мало, и в среднем все публикации набирают одинаковое их количество.
Скажите честно, ведь ваш аккаунт ведет кот?
– Мяу.