Реальная история о том, как создается поистине сказочная штучная посуда.
В ассортименте сети «Табрис» этим летом появилась посуда, сделанная вручную мастерами старинного поволжского города Вятки (ныне Киров). Среди прочей ее легко узнать по необычным форме и окраске: она привлекает с первого взгляда, рождая в душе тепло воспоминаний о старых добрых волшебных временах. О той поре, когда легенды были частью жизни людей, в трелях птиц слышались песни эльфов, а в лесном шуме чудились шаги Тома Бомбадила.
Мы попросили создателя этой посуды рассказать о своем ремесле подробнее и записали с его слов сагу в прозе о том, как родилась идея, кто помогает творцам и чем все живо.
О начале пути
По образованию я маркетолог. До открытия мастерской 10 лет занимался продвижением самых разных товаров. Успешно работал в автобизнесе — продавал машины категории люкс. Но в один прекрасный момент решил все это бросить. Уехал в Норвегию и несколько месяцев провел в уединении: только я, мотоцикл, палатка и фьорды. Немного пожил в Бергене.
Обратно приехал с пониманием, что не вернусь к прежней жизни.
О традициях
Мне захотелось делать какие-то простые, но настоящие вещи, которыми можно было бы гордиться. И в итоге я занялся гончарным делом. Наш город — родина дымковской игрушки. Первые мастера, с которыми я общался, осваивая работу с глиной, были связаны с этим легендарным производством.
Для дымковской игрушки используют местные красные глины, они достаточно низкого качества, но это не важно, потому что суть изделия не в прочности, а в аутентичности — за это ее любят во всем мире и охотно покупают.
Наше гончарное производство — несколько иная история: в ней качество глины в приоритете. Потому со временем я отошел от истоков и начал искать свой путь.
О материалах
Сейчас мы используем немецкую, канадскую и американскую глины — каменные, полуфарфоровые и термоударные. Глазури эффектарные, из Германии и Канады.
В работе они сложные, непредсказуемые и очень дорогие — одни из самых дорогих глазурей в мире. Поточному производству такое невыгодно, поэтому в массмаркете подобного нет. А мы можем позволить себе сделать посуду необычной формы и совместить ее с неповторимыми глазурями. Есть в этом особая прелесть.
О поисках
Керамика требует бесконечного тестирования. В этом деле мастера, у которых за плечами опыт в 30–40 лет, советуют одно: «Пробуй!» И по-другому нельзя. Значение имеет все: состав и толщина глины и глазури, время сушки, температура обжига на разных этапах и многое другое. Просчитать заранее все невозможно. В каталоге производителя может быть заявлен зеленый цвет глазури, а при обжиге получится желтый. Или грязный светло-фиолетовый превратится в глубокий иссиня-черный. Такие преображения — результат сложных химических реакций.
Мы можем сделать 500 кружек, прежде чем добьемся того эффекта, который нам понравится. И все предыдущие 499 изделий отправятся на свалку. Почему керамистам почти невозможно повторить чьи-то работы? Потому что, даже зная все ингредиенты и технологию производства, можно не угадать с каким-то элементом, который изменит все. Это сверхточная наука. И немного магия.
Об обжиге
Половина успеха нашей посуды — это обжиг. И из-за особенностей глазурей у нас очень сложная программа, чуть ли не сотая из рассмотренных нами.
Для обжига раньше использовали немецкие печи, а теперь нам сделали печи под заказ — все по нашим уникальным требованиям. Теперь будет проще делать то, что действительно созвучно нашему пониманию красоты.
О времени
Цех работает с 6 утра до 8 вечера. И при этом весь день расписан буквально по секундам. Самый частый звук в мастерской — звонок таймера. От первого замешивания глины до обжига все рассчитано по мгновениям, иначе не получится. Цель всего этого — чтобы наши уникальные ручные изделия имели высокое заводское качество.
А вот время на творчество посчитать сложнее. Если разложить процесс на составляющие, то сперва художник рисует эскиз, потом воплощают его в 3D‑модель, гипсовую форму, и только после появляется первый экземпляр в глине. На этом пути — множество открытий, и предугадать, где и как все сложится в правильную картинку, никому не дано.
- 2,5 месяца • в среднем занимает процесс от эскиза до его реализации.
- 7 дней • замешивается глина: в ней должны пройти разные химические реакции, чтобы готовая посуда стала прочной и красивой.
- 7 дней • требуется на производство кружки из готовой глины (учитывая высыхание и обжиг).
- 7 цветов • эффектарной глазури используют в мастерской «Велес».
К примеру, недавно для кружки из коллекции «Туманный Лориэн» мы решили сделать чайник. Долго сидели с художником, смотрели сагу Толкина, рисовали. Нужный эскиз сошел с карандаша с первым лучом солнца на 5-й день. Потом решили создать тарелку (она пока тоже в эскизе).
С течением времени один предмет дополняется другими, обрастает историями. Создание коллекций — новый для нас опыт: его мы переживаем прямо сейчас.
О союзниках
Нас совсем немного — 12 человек. Это все мастера литейного цеха и художники. Общаемся с покупателями и занимаемся ведением аккаунтов в соцсетях мы с Екатериной Исуповой. Она мой давний союзник, с ней мы и начинали дело: я работал на гончарном круге, а она покрывала изделия глазурью. До этого мы с Екатериной работали в одних и тех же компаниях 7 лет, правда, как и я, она была вовсе не гончаром, а менеджером по продажам.
Я люблю называть нас гиками. Моя библиотека заставлена эпическими сагами наподобие «Старшей и Младшей Эдды», произведениями Джона Толкина, Джоан Роулинг и других. И коллектив у меня такой же: все зачитываемся фэнтези. Кроме технического директора — единственного в нашей компании, кто в этом вопросе смотрит на нас как на детей. Нам нужен такой человек — взрослый, серьезный инженер.
О созвучии
Названия наших изделий — это дань увлечениям: они созвучны нашему мироощущению, они запали в душу.
Мы создаем керамику и легенды. Их пишет настоящий писатель — Екатерина Суслова. Как всякие хорошие легенды, наши рождаются при свете звезд. Каждый вечер мы с Катей обсуждаем какую-то идею, а днем готовая история выносится на суд публики. Никогда не пишем о свойствах своих керамических изделий, но наши литературные опыты находят отклик у людей вокруг — значит, надо продолжать.
С названием компании отдельная история. Я поклонник скандинавской и славянской мифологии. Уверен, что они тесно взаимосвязаны, и Велес в том далеком мире играл отнюдь не последнюю роль. Он считался не только покровителем сельского хозяйства, но и ремесленником, вот только его ремесло было не в том, чтобы создать, например, кружку, а делать более магические вещи. Его воплощением был не только бык, но и волк. Логотип мастерской «Велес» — именно лапа волка. Он стоит на каждом нашем изделии. А еще он срисован с моей татуировки на груди. Это все не маркетинговая история, а порыв души.
Из инстаграма мастерской «Велес»
«Хольдига, мать Ингвара, не была ведьмой, не умела колдовать, исцелять и поднимать мертвых. Но боги дали ей проницательность и терпение, а время одарило ее мудростью. Как только пелена безумия спала с ее глаз и она перестала считать себя лошадью, Хольдига увидела, что происходит между ее сыном и рыжей ведьмой. Впрочем, тонкая, невидимая связь, которая зарождается между двумя людьми и крепнет, видна любой женщине, кто мало-мальски разбирается в любовных делах. От Хольдиги не укрылись то робкие, то растерянные, то восхищенные взгляды, брошенные сыном и ведьмой друг на друга. А этот намеренно холодный тон и плохо скрытое волнение… Очевидно, что оба они, словно дерзкую кобылицу, пытаются сдержать свои чувства и взять над ними верх. Видела она и как злится Сигильда, как швыряет она посуду под ноги рабыням… Армия мертвецов, конечно, испугала Хольдигу. Но в ведьме она видела прежде всего женщину, влюбленную в своего сына. И пока не разразилась беда, она тихонько, чтобы никто не видел, взяла Лисицу за рукав и сказала…»
Истории о конунге, ведьме, лисе и не только — в аккаунте мастерской «Велес»