Почему белорусов не стоит называть бульбашами, или Что предлагает гостям Минска национальная кухня.
Картофель жареный, картофель пареный, картофель фри, картошка, запеченная во фритюре, картошка, фаршированная картошкой, драники, задраники и на десерт — картофельный компот из сухокартошки. Этот кавээновский «триллер» о засилье известного корнеплода на столах белорусов когда-то заставил изрядно понервничать моего знакомого повара-кулинара. Он был неумолим: «Разве ты не понимаешь, что это неправда! У нас разнообразная национальная кухня. В ней столько всего, а они — «картошка, картошка!»
Верашчака
Прежде всего — верашчака (белая колбаса в пиве с луковым соусом; хотя здесь возможны вариации повара на тему свиных ребрышек и сметанного соуса). Блюдо получило свое название от имени легендарного повара Верещаки. Он служил при дворе короля Августа III и придумал такой оригинальный способ подачи колбасы.
Бог с ним, с картофелем. Хотя первым делом и мне, коренной белоруске, в связи с упоминанием о национальной кухне на ум первым делом приходят драники. Но уж «нацией бульбашей» я бы белорусов точно не называла. Возьмем хотя бы некоторые наши отечественные кулинарные «хиты», в которых этим овощем и не пахнет, или, перефразируя название творения братьев Коэн, «картофелю здесь не место».
Мачанка
Если верить кулинарным критикам, это еще более древнее национальное блюдо. Готовили мачанку по-разному. Это и жареные шкварки, которые заправляли сметаной, и яйца, смешанные с мукой и молоком. И если в ритуалах у японцев ценится особый способ заварки и употребления чая, то у белорусов — мачанки. Основная суть блюда в том, что в него полагается что-либо макать. Это могут быть блины или, к примеру, хлеб.
Не буду утомлять перечислениями. Скажу только, что еще есть печанки, бигос, колдуны, клецки и много-премного других самобытных белорусских кушаний. Популярны у нашей нации и супы. Среди них — жур, всевозможные крупники, свекольники, грибные супы. Так что, готовясь посетить местные рестораны, не стоит думать, что на картофеле сошлась клином вся белорусская кухня.
Пячысты
В топ-тройке я бы указала и пячысты. Это блюдо из баранины. Если вы удивленно спросите: какое же это национальное блюдо, откуда в Беларуси взяться баранине? — отвечу: дело в том, что до начала второй мировой в нашей стране было хорошо налажено овцеводство, оно было лидером в животноводческой сфере. В голодное послевоенное время затратную отрасль решили не восстанавливать, и баранина постепенно исчезла из меню белорусов. Но рецепты сохранились. Один из них и есть пячысты.
Отдельное слово — о десертах. Традиционно так сложилось, что белорусы особо прикипели душой к блинному делу. Есть в нашей кухне так называемые налистнички, тонкие, особо нежные блины. Их, скажу без преувеличения, умеют печь практически во всех белорусских семьях и, естественно, ресторанах. Кстати, есть у нас старинная поговорка: «Першы блiн сабаку» — эквивалент русской «первый блин комом». Также немало можно найти всевозможных ягодных пирогов и киселей. В список истинно белорусских десертов попадают и груши — яблоки — любые фрукты в меду.
Где в Минске найти национальную кухню?
И, наконец, перейдем к столичным ресторанам белорусской кухни. Отыскать в меню минских заведений национальные блюда с недавних пор несложно. В преддверии чемпионата мира по хоккею, который проходит в городе в мае, мэрия Минска активно поработала в этом направлении с местными ресторанами и другими заведениями общепита. Их практически обязали ввести в свои меню национальную кухню. Но все же есть рестораны, которые особо в этом деле преуспели.
«Талака»
- живая музыка • Wi-Fi
Изнутри одновременно напоминает белорусскую корчму XIX века и сказочную избушку. Ориентирован ресторан в основном на белорусскую кухню, меню основано на книге «История белорусской кухни». Визитная карточка заведения — свой квас и клюквенный морс, который подают здесь круглый год. Кстати, эта ягода присутствует во всех без исключения блюдах.
«Камяница»
- караоке • Wi-Fi
Своим посетителям заведение предлагает сразу три зала: «Страуня», «Княжая зала», «Бар-склеп». Друзья, которые приезжали к нам из Латвии, очень нахваливали приготовленные здесь цеппелины и свинину в горшочке.