Испанский художник Франциско Гойя любил поесть. Любовь эта падала на благодатную почву званных обедов, куда его регулярно приглашали знатные мадридцы.
Франсиско Гойя (1746-1828) — художник, основоположник романтизма в Испании. Он отличался крайней работоспособностью и за свою жизнь создал более 700 картин, одной из самых известных по сей день остается «Сон разума рождает чудовищ».
Лион Фейхтвангер в своей книге «Гойя, или тяжкий путь познания» так описывает трапезу художника в небольшой компании господ: «Стол был изысканный, но не слишком обильный: салат, рыба, сласти, малага и херес, пунш и сахарная вода со льдом… дамам прислуживали кавалеры». Но однажды чопорное общество пресытило артистическую натуру — Гойя, сам выходец из небогатой семьи позолотчика, знал, где царит настоящее веселье: в мадридских тавернах. Художник и его возлюбленная герцогиня Альба, переодевшись простыми горожанами, хаживали в эти таверны регулярно, наслаждаясь обилием традиционных испанских кушаний и веселясь в компании махо — испанских «стиляг» из простонародья.
Восхождение к славе Франциско Гойя начал с карьеры рисовальщика эскизов гобеленов для монаршего двора, которые ткала Королевская мануфактура. Его наброски, сделанные на картонках, часто изображали яркие сцены из жизни махо.
С наступлением мая испанцы устраивали пикники в пригороде, и махо, разумеется, были в первых рядах. Такая компания, гуляющая в окрестностях Мадрида, и увековечена в работе Гойи «Пикник на берегу Мансарес». Среди обилия винных бутылок, стаканов янтарного хереса, сыра и тарелок с остатками мяса хорошо видна хлебная закуска — причем выпеченная в виде завернутого петлей кренделя, больше характерного для кухни немецкой. Откуда такое на испанской пирушке? Методом исторической дедукции вычисляем: в те годы в Испании правили ставленники французского императора. В свою очередь, Францию смыкал с Германией регион Эльзас, чья кухня испытала огромное немецкое влияние. Так, миля за милей, льё за льё, пшеничный брецель, крендель из Германии, мог прибыть в испанскую кухню — и на стол и картину Франциско Гойи.
Родоначальниками кренделя или бретцеля считаются немецкие, эльзасские и швейцарские мастера. Полагают, что название «бретцель» произошло от слова «руки». Толщина «ручек» кренделя различается от региона к региону.