Открытие открытки



Новый год — праздник старинный, но и в нем то и дело появляются новые черты. Одна из них — поздравительные открытки, без которых сего­дня Новый год едва ли можно представить.

О том, как все начиналось, мы попросили рассказать историка Ольгу Леусян.

Рождение бессмертного

Первые открытки были выпущены в 1869 году в Австро-Венгрии, а спустя год мода на них охватила всю Европу.

stock photo ussr circa a greeting postcard from the ussr shows girl in a fur coat and headdress 89869492 pp 278x203
Сначала одна сторона «открытого письма» была исключительно адресной, а на лицевой помещалось изображение, лишь часть оставалась чистой для размещения собственно краткого письменного сообщения. В 1904 году Всемирный почтовый союз разделил оборотную сторону открытки на две части: предназначенную для сообщения и адресную.

В России их называли «формуляры открытых писем» и начали печатать в 1872 году. Дело это было государственной важности, и почти 20 лет никто, кроме имперских учреждений, издавать их не имел права. Разнообразием карточки не отличались, и пред­приимчивые торговцы повадились импортировать красочные зарубежные открытки.

В 1894 году Мини­стерство почт и телеграфа разрешило печатать открытые письма частным лицам. Модерн, захвативший в то время умы, требовал нести искусство в массы. Промышленность, связь и транспорт развивались быстро, поэтому печать была довольно качественной и недорогой, а доставка — быстрой.

otkrytka

На открытки начался бум. Их сотнями печатали издательские фирмы, общества и комитеты, редакции газет и журналов, провинциальные магазины и даже аптеки.

В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже был принят международный стандарт размера открытки — 9 х 14 см. В 1925 году он был изменен на размер 10,5 х 14,8 см. В России эти стандарты выдерживались приблизительно.

dedushka elka 278x440
Трехцветные открытки в дореволюционной России продавались по 10 копеек за штуку. Были открытки и более низкого качества по 1 копейке. За пересылку по почте приходилось платить по 3 копейки (для сравнения, отправка письма обходилась в 1 копейку).

Например, в Екатеринодаре издавали свои видовые открытки владельцы книжных магазинов Г. И. Меерович, П. Ф. Галладжианц, Я. Ф. Ступичкин.

Я к вам пишу

Традиция дарить поздравительные открытки к праздникам быстро прижилась в России. «Мода на почтовые поздравления охватила всех: писали подчиненные начальникам, баре — барам, прислуга — господам, гимназисты — друг другу, рабочие и мастеровые — в деревню родителям, — пишет исследователь Мария Чапкина. — Почта была крайне аккуратна: из Москвы в Петербург отправление шло два дня, из Варшавы в Москву — три дня, из Петербурга в Тифлис — три-четыре…» В 1910-х годах количество обращающихся открыток достигло 337 млн штук. В то время в Российской империи проживали около 160 млн человек: получается, каждый отправлял хотя бы две открытки в год.

С 1 мая 1909 года в российских документах появился официальный термин «почтовая карточка».

shutterstock 92652964 pp 278x383

Многие российские открытки печатались за рубежом и повторяли сюжеты европейских, но с поздравительными надписями на русском.

При этом иногда возникали забавные ситуации: например, в Германии принято было помещать на новогодние и рождественские карточки изображения свинок, трубочистов, мухоморов, что было удивительно русскому человеку.

Искусство в миниатюре

Первые отечественные художественные открытки, посвященные конкретным праздникам, были выпущены в 1897 году к Пасхе, год спустя — к Рождеству. Первопроходцем стал Петербургский попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны (или Община святой Евгении). С ним сотрудничали известные художники Борис Зворыкин и Николай Каразин.

Более 240 мастеров разных художественных направлений работали в области открытых писем до 1917 года.

Boris Zvorykin pp
Борис Зворыкин (1872—1942)
русский художник, график-орнаменталист, иконописец

Но особой популярностью пользовались душещипательные зарисовки Елизаветы Бем: по ее работам вышло более 300 видов открыток с зимними сюжетами. Герои Бем — дети в старинных русских одеяниях, изображения которых сопровождались незамысловатыми надписями: «На Новый год! Счастья: сто пудов! Здоровья: сколько войдет! Любви: без меры!» Незатейливые темы художницы были сродни народному лубку. Они затрагивали чувствительные струны души, поэтому находили отклик и у важного чиновника, и у простого рабочего.

По сюжету встречали

Рождество для россиян начала прошлого века являлось более значимым праздником, нежели Новый год, поэтому и рождественских открыток было больше.

shutterstock 73942765 pp 278x426
Российская новогодняя открытка, 1900 г.

Традиционные сюжеты: изображения храмов и Вифлеемской звезды, церковные службы, новогодние семейные сценки, катание на коньках и санках. По красоте и качеству исполнения российские открытки, выпущенные накануне Первой мировой войны, зачастую превосходили привозные.

С началом войны в сюжетах праздничных открыток появилась военная тематика, а после Октября 1917 года на многие годы их выпуск был пол­ностью остановлен. И Рождество, и даже Новый год оказались под запретом. Некоторое время люди поздравляли друг друга, используя сохранившиеся почтовые карточки, но их запасы постепенно истощались. Наиболее находчивые заклеивали оборотную сторону и писали новый текст, но это было небезопасно — почта подвергалась жесткой цензуре.

В каталогах открыток издательств начала XX века перечисляется множество видов открыток: «с тиснением», «рельефные изящной работы», «блестящая эмаль», «глянцевые», «эмаль с золотом», «аристократические на лучшем полотняном картоне в стиле модерн», «бромсеребряные», «плюшевые», «настоящие гравюрные с золотым обрезом» и т. д.

Возрождение героя

shutterstock 95492830 pp 278x414
Советская новогодняя открытка, художник В. Зарубин, 1985 г.

В годы Великой Отечественной вой­ны, когда Новый год «реабилитировали», новогодние открытки стали своего рода агиткой, призывающей народ на борьбу с врагом. Рождественские же карточки в советское время остались под запретом как рели­гиозная пропаганда. Их не разрешалось даже принимать в букинистичес­ких и антикварных магазинах.

Настоящее возрождение новогодней открытки произошло в 1950-х годах, а расцвет пришелся на пе­риод оттепели — 1960-е. Открытки этих лет кажутся особенно теплыми и трогательными. Медвежата, зайчики, Дед Мороз и Снегурочка — герои открыток, нарисованных художниками Аминадавом Каневским, Владимиром Зарубиным, Владимиром Четвериковым и Борисом Дехтяревым, до сих пор в тренде.

shutterstock 95492638 834x562
Советская новогодняя открытка, художник В. Четвериков, 1981 г.

А фотооткрытки Ивана Дергилёва в Советском Союзе печатались миллионными тиражами. В 1967 году (год 50-летия советской власти) общий тираж открыток, выпускаемых в стране, составил 1,8 млрд экземпляров. В 1971 году было издано 6873 наименования открыток общим тиражом 2,4 млрд экземпляров — почти по десятку открыток на каждого гражданина СССР.

Советское настоящее

Космическая эра оставила на новогодних открытках свой звездный след. С 1950-х на праздничных карточках появляются спутники, ракеты и самолеты. Тогда же стали помещать цифры, обозначающие наступающий год: Старый, умудренный опытом, год — бородатый старик — передавал новогоднюю эстафету юному Новому году. Все чаще появлялись изображения всесоюзных строек и советские символы, прежде всего — кремлевские звезды.

700 тысяч человек со всего мира состоят в международном проекте обмена карточками «Посткроссинг» (Postcrossing). Из них почти 85 тысяч — россияне.

shutterstock 95492344 pp 278x383
Советская новогодняя открытка, 1980 г.

В 1970-х годах любили изображать часы на Спасской башне Кремля, без боя курантов которых советские граждане уже не представляли себе наступление Нового года.

Работа советской поч­ты накануне и после Нового года традиционно оказывалась парализованной, ведь в каждой семье если не взрослые, то школьники отправляли несколько открыток своим друзьям и знакомым. В свою очередь, семья сама получала поздравления-­открытки.

Так поздравительная открытка связывала людей и в настоящем, а иногда и в будущем, если она становилась одной из семейных реликвий. И в этом смысле открытка — «существо бессмертное», как считает большой поклонник искусства открытки художник Михаил Шемякин.