Рубеж XIX–XX веков часто называют Belle Epoque — «Прекрасная эпоха». Это определение появилось после Первой мировой войны, когда люди с ностальгией вспоминали, как прекрасно все начиналось. Европа входила в новое столетие красиво: электричество, кинематограф, новый стиль в искусстве — ар-нуво. Мировая экономика росла, и чуть ли не каждый день появлялись продукты и товары, которые делали повседневную жизнь удобнее и приятнее. Каким был этот новый мир и чем дышал — в нашей короткой истории.
Справа. Плакат к мюзиклу Meet me in St. Louis («Встретимся в Сент-Луисе»)
Всемирная выставка в Сент-Луисе 1904 года
Если для Европы апофеозом Belle Epoque стала выставка в Париже, то в Америке все ностальгировали по эпохе Сент-Луиса — временам, когда дамы были прекрасны, джентльмены учтивы, а худшее, что могло случиться, — это упавший на платье рожок мороженого. Кстати о мороженом: считается, что Луизианская выставка 1904 года подарила миру практически весь известный фастфуд. Именно этим она нам и интересна.
Свежие идеи
Территория выставки в Сент-Луисе была огромной — обойти за день все павильоны было нереально. Большинство зрителей уставали уже в первые 2–3 часа, а затем с удовольствием располагались где-нибудь под зонтиками кафе с прохладительными напитками. После этого идти куда-то дальше уже не хотелось. Организаторы выставки справились с этой проблемой нетривиально: кафе убрали, а рядом с павильонами разрешили продавать перекусы с лотков и в киосках. Условиями для торговцев закусками были максимальное разнообразие и удобство потребления — чтобы можно было есть на ходу.
Павильон выставки в Сент-Луисе
Фан-факт: почти все павильоны и скульптуры практичные американцы создали из гипса, а после выставки их разобрали (оставили пару павильонов для музея)
Некоторые гастрономические историки считают, что именно здесь, в Луизиане, появилось классическое мороженое в вафельном рожке, другие полагают, что продавцы просто раскрутили уже известный продукт. Но факт остается фактом: всем так понравилось, что мороженое можно есть на улице, причем вместе с «упаковкой», что вафельный рожок немедленно стал хитом всех ярмарок.
А вот о продажах гамбургеров на выставке даже написали в газете: в заметке New-York Tribune («Нью-Йорк Трибьюн») автор в числе прочих новостей сообщил о «новшестве торговца едой на ярмарке» — булке, разрезанной пополам, и с котлетой внутри. Кто именно был этим расторопным торговцем — история умалчивает, но, как обычно бывает с такими изобретениями, отцов у гамбургера набирается с десяток.
Еда из машины
Об авторах других луизианских хитов известно больше. Небывалый успех на выставке имела машина по изготовлению сахарной ваты.
Ее представил публике кондитер Джон Уортон (а изобрел за 7 лет до этого не кто иной, как зубной врач (!) Уильям Моррисон). Успех у Fairy Floss («волшебных нитей») был феноменальный: Уортон продал почти 70 тысяч упаковок по 25 центов. В пересчете на сегодняшние рубли это было бы примерно 19 миллионов (с учетом разницы в покупательной способности в 1904-м и 2022-м).
Другой модной новинкой стали хот-доги. Согласно легенде, предприниматель немецкого происхождения Антуан Фейхтвангер продавал с лотка сосиски в соусе, а чтобы покупатели не пачкали руки, давал еду вместе с белой перчаткой, которую потом нужно было вернуть продавцу. Однако посетители забирали себе перчатки как сувениры. Наконец, они закончились, но находчивая фрау Фейхтвангер предложила класть сосиску в продолговатую булочку.
Ну и конечно, на выставке были тележки с попкорном. Впервые (еще паровые) аппараты Чарльза Криторса для воздушной кукурузы появились в 1880-х годах. С тех пор никакие ярмарки и представления без попкорна не обходятся.
Азиатские биржи
В начале XX века интенсивный международный торговый обмен идеями и товарами шел не только через Всемирные выставки. Все большую роль стали играть товарные биржи, причем не только европейские и американские (Лондон, Амстердам, Нью-Йорк). Теперь через Бомбей, Шанхай, Гонконг, Токио и Калькутту шли пшеница, рис, чай, кофе, рыба, пряности, сахар.
Бомбейская биржа — одна из 10 старейших в мире и 8-я по капитализации, основана индийским торговцем хлопком в 1875 году. По легенде, он и его коллеги сначала просто собирались под большим баньяном напротив городского совета Бомбея (Town Hall) и заключали торговые сделки. А в XX веке биржа переехала в само это здание.
Йороибаши и Токийская фондовая биржа (справа), около 1910 года.
Сейчас существует около 100 биржевых товаров. Из них продовольственные — пшеница, кукуруза, овес, рожь, ячмень, рис, соя, бекон, сахар-сырец и рафинированный, кофе, какао, картофель, растительные масла.
Токийская биржа работает с 1878 года. Сейчас она 4-я в мире и 1-я в Азии по капитализации. Вид на Токийскую биржу в начале XX века
В Гонконге биржа существует с 1891 года: тогда она называлась Ассоциацией биржевых маклеров.