Свойства бактерий и витаминов еще не были известны, но в Золотом веке ислама неплохо знали, как тот или иной овощ, фрукт, мясо или их сочетание действуют на человека. Ученые и кулинары разделяли гуморальную теорию греческих коллег, тщательно изучали свойства каждого продукта и придерживались категорийной системы. Питаться полагалось так, чтобы еда была не только удовольствием, поддерживающим силы, но и снадобьем, предупреждающим напасти.
Одним из самых почитаемых трактатов для средневековых мусульман был De materia medica («О лекарственных веществах»), написанный Диоскоридом. Переводчиком на арабский стал православный богослов Абдаллах ибн аль-Фадль Антиохийский. Он же, будучи прекрасным каллиграфом и художником, создал иллюстрации для манускрипта.
Непрозрачная акварель, тушь и золото изображают посетителя, с интересом ожидающего свой заказ — виноградный эликсир. Аптекарь готовит его тут же, помешивая кипящий мед с виноградным соком. Наготове золотая чаша для напитка. В верхней части иллюстрации — тот же аптекарь чуть ранее: он выжимает из ягод сок. В полученную смесь добавят травы, и эликсир для улучшения аппетита будет готов.
Но это сочетание — мед и виноград — было популярным и вне аптек: в каталоге X века «Китаб аль-фихрист» впервые упоминается иранский напиток секанджабин.
Ингредиенты
- Мед 750 мл
- Вода 550 мл
- Уксус винный белый 150 мл
- Мята (листья) 100 г
Приготовление
- Объединить мед и воду в кастрюле, поставить на средний огонь. Довести до кипения, постоянно помешивая, пока мед полностью не растворится. Убавить огонь и оставить на 5 минут.
- Добавить в кастрюлю уксус, перемешать и оставить на медленном огне, пока смесь не превратится в сироп. Снять с огня, убрать пену.
- Очень мелко нарезать мяту. Всыпать в кастрюлю, перемешать. Дать немного настояться. Процедить напиток, подавать охлажденным.