Рассказываем подробности о том, что стоит за появлением бутилированной воды.
Огонь, вода и всякие трубы
Пока люди жили небольшими группами у источников воды, все было достаточно просто: захотел попить — зачерпнул ладошкой из ближайшего ручья, пруда или лужи и пей себе на здоровье. Но с развитием деревень, городов и прочих благ цивилизации, а также модой на путешествия по всяким поводам приходилось придумывать новые пути решения проблемы. Так в поселениях стали рыть колодцы, а потом строить и первые водопроводы. Путешественники же обзавелись мобильными сосудами, в которых брали воду, отправляясь в дальние края.
Европа строительством водопровода обязана римлянам: они создавали многокилометровые системы, часть которых пролегала под землей, а другая шла над землей через акведуки. В Древнем Риме использовали свинцовые трубы: по ним вода поставлялась к общественным фонтанам, баням, купальням и в частные дома.
Но в Средние века античное великолепие разрушилось, и горожане вновь вернулись к тому, чтобы таскать воду из колодцев или протекающих мимо рек. В это время появилась профессия водоносов, которая просуществовала до начала XX века, даже несмотря на развитие центрального водоснабжения.
В Новгороде первый, тогда еще деревянный, водопровод появился в XI веке. В Москве водоснабжение по трубам для Кремля было создано в XV веке, а вот для города в целом — только 300 лет спустя. Петербургский водопровод заработал еще позже: в 2023 году у него юбилей — 160 лет со дня запуска.
Не катите бочку
В арсенале водовозов разных времен и стран были глиняные кувшины, которые носили на руках или голове, ведра с коромыслом и даже бочки, установленные на тележки либо сани так, чтобы проще было их перемещать. Самые крупные бочки можно было катить, но это уже отдельная история.
«Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент». В. Верещагин. 1869-1870
Еще одним распространенным приспособлением для воды были тыквы-горлянки, правда, они не такие объемные и прочные, как бурдюки. На Востоке их до сих пор используют, но чаще в качестве стильного этнического аксессуара.
Прогулку налегке или бодрый марш-бросок с таким арсеналом не совершишь, поэтому для личного пользования и переноски воды люди использовали вместительный, но легкий бурдюк (или машк, как его называли в Индии).
Бурдюки делались из шкур и желудков животных, которые тщательно зачищали и коптили или обрабатывали дегтем, делая внутреннюю поверхность более устойчивой к проникновению влаги. Кстати, и в наши дни бурдюки, но из современных материалов также популярны — у туристов.
Такие кожаные сосуды, конечно, гламурными не были, а потому в эпоху Возрождения, когда в Европе утонченность являлась чуть ли не главным достоинством образованного человека, они потихоньку начали выходить из употребления, оставаясь в ходу только у сельских жителей.
Игра в бутылочку
Эпоха Просвещения ввела еще одну моду — на путешествия просто так, ради наблюдений за пейзажами и посещения всяких памятных мест, включая источники, считающиеся лечебными или священными. И, конечно, из этих поездок туристы привозили сувениры. При этом вода тоже могла быть таковым.
Количество видов воды в сети «Табрис» и ее география
на момент подготовки материала
Так, в конце XVI века в Англии вдруг стал популярным источник, расположенный среди холмов Малверна в 225 километрах от Лондона, откуда открывался вид на Вустершир. Родниковая вода, которая била ключом из здешней земли, пользовалась популярностью у королевских особ. Но в такие дали знать не могла приезжать часто, а потому местный землевладелец в 1622 году наладил розлив воды в бутылки — пожалуй, первым в мире. Благо за десяток лет до этого в Англии запатентовали технологию, позволявшую делать стеклянные бутылки чуть ли не потоковым методом. Бутылки с водой из источника Малверна, любимого королевским двором, стали развозить по всей стране. Хотя, как выяснилось позже, никаких особо ценных или лечебных компонентов в той воде не было, она пользовалась популярностью вплоть до XX века.
Вскоре стали бутилировать и воду из других источников: минеральных, лечебных или просто труднодоступных и невероятно чистых и вкусных. Воду продавали в аптеках и курортных лавках. Так можно было утолить жажду, никогда не ступая на землю, где расположен сам источник.
Да будет ПЭТ
В 1935 году специалисты британской текстильной компании Calico Printers’ Association Ltd (Ассоциация печатников ситца) Джон Уинфилд и Джеймс Диксон приступили к исследованиям полиэфира и уже в 1941‑м добились синтеза полиэтилентерефталата (ПЭТ) в виде синтетического волокна. В СССР первые образцы материала получили в лабораториях Института высокомолекулярных соединений Российской академии наук в 1949 году.
Классификация бутилированной воды
По составу
- природная питьевая — добывается из поверхностных вод или подземных водоносных слоев
- природная минеральная — добывается из подземных источников, защищенных от антропогенного воздействия, насыщена природными минералами
По назначению
- детская — природная питьевая вода для детского рациона
- столовая/питьевая — минеральная вода для ежедневного применения с уменьшенным содержанием биологически активных веществ
- лечебная — вода с высоким или низким уровнем минерализации, применяемая в терапевтических и профилактических целях
Более десятка лет из ПЭТ производили текстильное волокно, потом из него научились делать упаковочную пленку, и в 1973 году появилась первая ПЭТ-бутылка. Ее запатентовали инженеры компании DuPont, которые все эти годы работали над созданием выгодной альтернативы стеклянной таре. Благодаря своим очевидным преимуществам — дешевизне и практичности — пластиковые бутылки быстро завоевали рынок.
- Вода «Гарни кристаллайн»
питьевая, негазированная, рН 6,4–6,9, 0,5 л
Природная питьевая вода с нейтральным уровнем pH, добытая из источника на высоте 1556 м над уровнем моря.
Это простое, но революционное решение вдруг сделало все доступнее. Стало проще доставлять воду из разных источников: пластиковые бутыли, в отличие от стеклянных собратьев, не бились, были легче в переноске и стоили дешевле. Правда, прошло еще лет 50, прежде чем мир стал таким, каким мы его знаем, — когда без бутилированной воды уже никак и никуда.