Вглядываемся в прошлое и будущее собственных торговых марок супермаркетов.
Прошлое
Хоть сама идея и не нова, но собственные торговые марки у продавцов как бизнес-явление возникают только в XIX веке. Тогда индустриализация набирала обороты, налаживались связи между странами и континентами, а печатная промышленность активно тиражировала газеты с объявлениями о продаже и рекламные буклеты. Стали появляться торговцы со специализацией на дистанционных продажах.
Они-то, если верить автору книги «Частные торговые марки: торговые марки и непатентованные продукты» Филипу Б. Фитцеллу, и задумались о том, чтобы начать создавать собственные торговые марки, обеспечивая своих покупателей надежными товарами по низким ценам. Вслед за дистанционными торговцами эту же коммерческую идею стали использовать торговцы разных магазинчиков, и в первых рядах оказались представители новой для начала XIX века специализации — продавцы готовой одежды Brooks Brothers из США.
В начале XX века среди продуктов собственной торговой марки можно было найти практически все категории, включая парфюмерию, канцелярские принадлежности и гигиенические средства. И немалый вклад в развитие этого явления вносили появляющиеся супермаркеты.
Одной из причин, способствовавших развитию СТМ у супермаркетов, было сопротивление поставщиков продуктов. Типичный пример такой истории — появление марки Pams («Пэмс») в новозеландской сети Four Square («Фор Сквэа»), открытой в 1920-е годы. Тогда местные торговцы, опасаясь развития сети супермаркетов, собрались в ассоциацию и договорились о том, чтобы никто из них не поставлял в Four Square разрыхлитель для теста. Владельцы супермаркета после тщетных попыток договориться с поставщиками обратились напрямую к производителю и заказали у него изготовление разрыхлителя под новой маркой. Вскоре Four Square предоставляла покупателям уже целую линейку продуктов СТМ. Правда, кто такая Пэм, в честь которой был назван спасительный разрыхлитель, так и осталось неизвестным.
Настоящее
Новая волна интереса к собственным торговым маркам началась с пандемией: вызванный ею кризис заставил пересмотреть покупательские стратегии. Так, по данным компании NielsenIQ, занимающейся исследованиями в области розничной торговли почти в 90 странах, в 2022 году продажи продуктов питания, выпущенных торговыми сетями, увеличились на 35 %.
А исследовательская группа Circana утверждает, что в 2023 году 37,8 % всех розничных товаров в Европе — это продукты СТМ, при этом в Испании — 47 %, в Германии — 41 %, в Нидерландах — 40 %. И рост их доли продолжается.
В 2023-м сеть «Табрис» выпустила под собственной торговой маркой целую линейку товаров. Это был год 25-летнего юбилея компании — за четверть века мы накопили большой опыт, а главное, создали репутацию и заслужили доверие покупателей к продукции, которая стоит на полках. Выход товаров СТМ был приурочен к юбилею, но первые шаги для этого были сделаны еще в 2018 году, когда в коллаборациях с местными производителями появились продукты линейки «Гурман» — пенные и благородные виноградные напитки, традиционный хлебный квас и масло холодного отжима.
СТМ (собственная торговая марка) | СП (cобственное производство) | |
---|---|---|
Кто производит | Стороние производители | Ретейл |
Название совпрадает с названием ретейла | Необязательно | Да |
Кто отвечает за качество | Ретейл | Ретейл |
В качестве партнеров для выпуска собственной торговой марки мы отдаем предпочтение кубанским производителям. Многие из них работают с сетью со дня открытия первого магазина и рады выпускать продукцию под торговой маркой «Табрис», став частью большой истории супермаркетов.
В ассортименте СТМ сети «Табрис» около 250 видов сезонных и постоянных товаров. Среди них елочные игрушки, сумки для шопинга, средства гигиены (включая влажные салфетки), свечи для дома, носки, сервировочная посуда и продукты питания: грибы, микрозелень, фрукты.
В 2023-м сеть «Табрис» выпустила под собственной торговой маркой целую линейку товаров. Это был год 25-летнего юбилея компании — за четверть века мы накопили большой опыт, а главное, создали репутацию и заслужили доверие покупателей к продукции, которая стоит на полках. Выход товаров СТМ был приурочен к юбилею, но первые шаги для этого были сделаны еще в 2018 году, когда в коллаборациях с местными производителями появились продукты линейки «Гурман» — пенные и благородные виноградные напитки, традиционный хлебный квас и масло холодного отжима.
В качестве партнеров для выпуска собственной торговой марки мы отдаем предпочтение кубанским производителям. Многие из них работают с сетью со дня открытия первого магазина и рады выпускать продукцию под торговой маркой «Табрис», став частью большой истории супермаркетов.
Анна Хлюпина, бренд-менеджер собственной торговой марки «Табрис»:
«“Табрис” у многих ассоциируется со словом “Люблю”, изображенным на нашем кофейном стаканчике. Для нас это не просто слово, а отношение компании к своему покупателю. Отсюда родился логотип СТМ — сердце, символизирующее любовь и заботу о своих покупателях и содержащее графические элементы нашего логотипа “Артишок”. Но размещать на упаковке одно лишь сердце казалось недостаточным. Так в процессе мозгового штурма и размышлений на тему “Табрис” — это…? появились фразы, которые дополняют логотип и не только подходят по смыслу к самому товару, но и передают отношение сети “Табрис” к своему покупателю. Например, для салфеток и туалетной бумаги мы выбрали “Заботиться о важном”, для овощей — “Приносить пользу”, а для посуды и товаров для дома — “Создавать атмосферу”».