Ретроспектива длиною в 500 лет. Несколько штрихов к истории натюрморта.
Все началось с обмана
Было бы непростительной глупостью отрицать тот факт, что фрукты, овощи, цветы и предметы — все то, что у нас ассоциируется с натюрмортом, — изображали с момента зарождения живописи как таковой. Все это было. И все-таки другой неопровержимый факт заключается в том, что натюрморт как жанр появился только в 1504 году. Точкой отсчета стал «Натюрморт с куропаткой, латными рукавицами и арбалетным болтом». Считается, что это первая картина, где предметы не просто антураж для каких-то событий, а собственно главные герои сюжета.

Ее автор — венецианский гравер Якопо де Барбари — слыл человеком, знавшим секрет изображения людей, которые были недоступны большинству художников эпохи Возрождения. По легенде, он раскрыл несколько тайн мастерства Альбрехту Дюреру, а остальные унес с собой. Де Барбари в принципе был не чужд всяким фокусам, и один из них — тот самый «мюнхенский натюрморт» с куропаткой, написанный как тромплей («обман зрения»), когда предметы изображены объемными и словно живыми: просто протяни руку и возьми.

Римская настенная роспись из Помпей (ок. 70 г. до н.э.)

Натюрморт на мозаике
II века

«Большой кусок луга». Альбрехт Дюрер (1503)
Польза картины на стене
Историк искусства Его Величества Людовика XIV Андре Фелибьен де Аво быстро определил место для натюрморта среди жанров — последнее, в самом низу иерархии, где высочайшим считалась историческая живопись. Натюрморту отводилась роль «воспитателя» низших сословий: на примере разнообразных символов передавались идеи о скоротечности времени и бренности бытия, скромности и всем том, что должен был усвоить человек в обыденности. Например, яблоко могло означать грехопадение, мак — ленность, ростки пшеницы — круговорот времени, а вишенка (не только на торте) — любовь в ее плотском воплощении.

«Натюрморт с куропаткой, латными рукавицами и арбалетным болтом». Якопо де Барбари (1504)
Несмотря на то что в принципе жанр считался не очень престижным, появлялись художники, специализирующиеся на нем. Среди первых мастеров — Виллем Клас Хеда, Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк. Они наверняка задумывались о символизме своих картин, но спустя века иногда кажется, что им просто нравилось рисовать еду, которая попадалась на глаза, — практически как у современных фуд-блогеров. Картины этих художников даже получили название «натюрморты-завтраки», хотя обычно на них изображалась пища, которой можно было перекусить в любое время дня. Для историков это кладезь информации о том, каким был быт людей в золотом веке натюрморта — в XVII, а для современников — недорогое украшение для дома, которое, как говаривали жители Простоквашино, могло иметь большую пользу: дырку на обоях загораживало.
Способ набить руку и глаз
В России натюрморт приживался сложнее, чем в других, более беззаботных странах. Когда в Европе прославленные мастера перестали стесняться выставлять свои натюрморты, в нашей стране их писали преимущественно студенты — упражнялись в композиции. Впрочем, так было только до начала XIX века: тогда вольнодумство было в моде не только в гражданском обществе, но и в академической среде — художники, в том числе уже прославленные, перестали считать зазорным играть с натюрмортами.
Например, Федор Толстой, снискавший славу как живописец баталий, смело представлял публике свои гуаши-тромплеи: «Цветок, бабочка и мухи» (1817), «Ягоды красной и белой смородины» (1818) и прочие картины, достаточно легкомысленные для столь уважаемого тайного советника. А живописец Иван Хруцкий стал писать сложные композиции с изобилием фруктов, ягод и цветов, внеся в «низкий» жанр пафос академизма, пока в Европе новое течение — импрессионизм — освобождалось от строгих норм классической живописи.
Впечатляющая история
Пожалуй, главная освежающая идея импрессионизма в том, что в живописи стал важен не сам объект, а впечатления о нем. А потому в представлении импрессионистов натюрморт был столь же важен, как пейзаж, портрет или батальные сцены. Тот же Клод Моне писал свой «Натюрморт с мясом» (1862) или «Банку с персиками» (1866) с той же страстью, что и портреты горожан и парковые сценки. А Эдуард Мане написал «портрет» связки спаржи (1880), который вызывает споры о характере овоща до сих пор: некоторые из сторонников дискуссии приводят аргументы из арсенала современника Мане — доктора Зигмунда Фрейда. Волнительный результат, не так ли?
Впрочем, главный итог истории натюрморта, начавшейся, по одной из версий, в 1504 году, а по другой — когда первые люди создали свои первые рисунки, заключается в том, что сегодня он стал неотъемлемой частью нашей жизни. И каждый из нас, кто хотя бы раз сфотографировал дерзкий лесной цветок среди плиток городского тротуара, внезапно выросший на газоне гриб или свой завтрак, чтобы выложить все это в соцсети, — тоже художник, пусть и вооруженный гаджетом. «Застывшая природа» продолжает жить.