Ретроспектива длиною в 500 лет. Несколько штрихов к истории натюрморта.
Все началось с обмана
Было бы непростительной глупостью отрицать тот факт, что фрукты, овощи, цветы и предметы — все то, что у нас ассоциируется с натюрмортом, — изображали с момента зарождения живописи как таковой. Все это было. И все-таки другой неопровержимый факт заключается в том, что натюрморт как жанр появился только в 1504 году. Точкой отсчета стал «Натюрморт с куропаткой, латными рукавицами и арбалетным болтом». Считается, что это первая картина, где предметы не просто антураж для каких-то событий, а собственно главные герои сюжета.
Ее автор — венецианский гравер Якопо де Барбари — слыл человеком, знавшим секрет изображения людей, которые были недоступны большинству художников эпохи Возрождения. По легенде, он раскрыл несколько тайн мастерства Альбрехту Дюреру, а остальные унес с собой. Де Барбари в принципе был не чужд всяким фокусам, и один из них — тот самый «мюнхенский натюрморт» с куропаткой, написанный как тромплей («обман зрения»), когда предметы изображены объемными и словно живыми: просто протяни руку и возьми.
Польза картины на стене
Историк искусства Его Величества Людовика XIV Андре Фелибьен де Аво быстро определил место для натюрморта среди жанров — последнее, в самом низу иерархии, где высочайшим считалась историческая живопись. Натюрморту отводилась роль «воспитателя» низших сословий: на примере разнообразных символов передавались идеи о скоротечности времени и бренности бытия, скромности и всем том, что должен был усвоить человек в обыденности. Например, яблоко могло означать грехопадение, мак — ленность, ростки пшеницы — круговорот времени, а вишенка (не только на торте) — любовь в ее плотском воплощении.
Несмотря на то что в принципе жанр считался не очень престижным, появлялись художники, специализирующиеся на нем. Среди первых мастеров — Виллем Клас Хеда, Николас Гиллис и Флорис Клас ван Дейк. Они наверняка задумывались о символизме своих картин, но спустя века иногда кажется, что им просто нравилось рисовать еду, которая попадалась на глаза, — практически как у современных фуд-блогеров. Картины этих художников даже получили название «натюрморты-завтраки», хотя обычно на них изображалась пища, которой можно было перекусить в любое время дня. Для историков это кладезь информации о том, каким был быт людей в золотом веке натюрморта — в XVII, а для современников — недорогое украшение для дома, которое, как говаривали жители Простоквашино, могло иметь большую пользу: дырку на обоях загораживало.
Способ набить руку и глаз
В России натюрморт приживался сложнее, чем в других, более беззаботных странах. Когда в Европе прославленные мастера перестали стесняться выставлять свои натюрморты, в нашей стране их писали преимущественно студенты — упражнялись в композиции. Впрочем, так было только до начала XIX века: тогда вольнодумство было в моде не только в гражданском обществе, но и в академической среде — художники, в том числе уже прославленные, перестали считать зазорным играть с натюрмортами.
Например, Федор Толстой, снискавший славу как живописец баталий, смело представлял публике свои гуаши-тромплеи: «Цветок, бабочка и мухи» (1817), «Ягоды красной и белой смородины» (1818) и прочие картины, достаточно легкомысленные для столь уважаемого тайного советника. А живописец Иван Хруцкий стал писать сложные композиции с изобилием фруктов, ягод и цветов, внеся в «низкий» жанр пафос академизма, пока в Европе новое течение — импрессионизм — освобождалось от строгих норм классической живописи.
Впечатляющая история
Пожалуй, главная освежающая идея импрессионизма в том, что в живописи стал важен не сам объект, а впечатления о нем. А потому в представлении импрессионистов натюрморт был столь же важен, как пейзаж, портрет или батальные сцены. Тот же Клод Моне писал свой «Натюрморт с мясом» (1862) или «Банку с персиками» (1866) с той же страстью, что и портреты горожан и парковые сценки. А Эдуард Мане написал «портрет» связки спаржи (1880), который вызывает споры о характере овоща до сих пор: некоторые из сторонников дискуссии приводят аргументы из арсенала современника Мане — доктора Зигмунда Фрейда. Волнительный результат, не так ли?
Впрочем, главный итог истории натюрморта, начавшейся, по одной из версий, в 1504 году, а по другой — когда первые люди создали свои первые рисунки, заключается в том, что сегодня он стал неотъемлемой частью нашей жизни. И каждый из нас, кто хотя бы раз сфотографировал дерзкий лесной цветок среди плиток городского тротуара, внезапно выросший на газоне гриб или свой завтрак, чтобы выложить все это в соцсети, — тоже художник, пусть и вооруженный гаджетом. «Застывшая природа» продолжает жить.